Маршрут

Полноценным походом у меня «не поворачивается язык» назвать прогулку на расстояние чуть более 40 км. в течении 4 дней. Наверное потому, что для опытных туристов средняя скорость 10 км в сутки по протоптанной тропе у берега Байкала не может быть каким либо спортивным показателем. Поэтому данный материал прежде всего должен быть интересен простым любителям туризма (не спортсменам) на Байкале, тем кто впервые хочет пройти от Бугульдейки до Песчанки. В отчете-рассказе можно подчерпнуть полезные справки, ссылки и простые рекомендации. Хочу сразу попросить прощения у отдельных читателей за свои субъективные впечатления и мысли, посетившие меня во время похода и изложенные в материале – душа пела.

Хочу сразу заочно представить моих попутчиков, давних друзей Мишу и Ваню. Миша и Ваня братья, хорошо знакомые с особенностями таёжных прогулок. Миша вызвался быть ответственным за костёр, поскольку умеет его разводить в любую погоду и составлять в различных разновидностях в зависимости от ситуации и предназначения. Ваня же слыл ответственным за приготовление пищи, а в частности за обеды и конкретно за супы. Супы он может готовить так же, как Миша разжигать костры – в зависимости от имеющихся продуктов, соблюдая основу и вкус. А скромный автор сих строк прежде всего следил за выбором тропы, дисциплиной и фотографировал. В общем, всем занятия по душе и способностям. Коллектив оказался мал, зато функционально слажен.

День 1. Четверг 11.08.2011г.

Отправились из Иркутска с центрального рынка в 17.00 на маршрутном такси до Бугульдейки. Стоимость проезда 350 рублей. С отправлением маршрутки до Бугульдейки существует в городе определённая неразбериха. Например, на сайте «Природа Байкала» в разделе «Инфо-Расписание автобусов» указано ежедневное отправление автобуса с автовокзала в городе Иркутске автобуса в 10.30. По факту в кассе автовокзала мне утвердительно заявили, что автобусы до Бугульдейки не отправляются от автовокзала уже 2-3 года. После чего я с друзьями отправился искать место отправления автобуса с железнодорожного вокзала, но так же безуспешно. Вообщем, сложилось убеждение, что приезжему случайному человеку, желающему посетить д.Бугульдейку информация о курсирующем транспорте в городе Иркутске недоступна. Дабы узнать расписание маршрутки и забронировать места мне пришлось открыть тему на форумах в Иркутских порталах «Природа Байкала» и «Аngara.Net», а в последствии ещё посетить дополнительный сайт «Имения Заречное» в д.Бугульдейке, связаться с диспетчером транспорта и потом несколько раз переспросить в разговорах телефоны … «Сим-Салабим» — у меня оказался телефон водителя маршрутки.

Пока ехали в Бугульдейку несколько раз попали под умеренный дождь. Водитель маршрутного автобуса не так часто возит туристов, а потому у него не был заготовлен какой либо брезент и вся защита сухих вещей от дождя оказалась целиком в моей ответственности. Безусловно большая часть вещей у меня запакована в полиэтилен, но оставались и такие вещи, которые лежали не завёрнутые в полиэтиленовые пакеты. Об этом я пожалел и переживал. Благо, дожди прошли не сильные и в целом их можно было воспринять как немое предупреждение от матери-природы «В следующий раз будет хуже». В итоге мои вещи промокли лишь частично. В частности намок спальник, что для августа на Байкальском берегу не принципиально.

Дорога оказалась довольно продолжительной и 225 км мы проехали только к 9 часам вечера. Водитель за символическую плату дополнительно подбросил нас в поселковый магазин, а затем и до берега Байкала – хвала ему и честь.

В Бугульдейке много старых заброшенных домов, но так же много хозяйств с коровами и баранами. Деревня, несмотря на ощущение заброшенности и разрухи показалась мне чрезвычайно живописной, особенно на фоне заката с драматичными хмурыми облаками. А на речке Бугульдейке я даже видел цапель. Очень надеюсь ещё не раз посетить примечательное поселение и раскрыть для себя все его достопримечательности.

В начале тропы, ведущей в заветную сторону по берегу Байкала стояли машины с палатками. Пространства с удобными стоянками для машины и палаток там мало, а дорога к ним усыпана довольно большими камнями. Я сделал для себя отметку, что если и ехать в эти места на машине, то желательно ехать на джипе с высоким клиренсом и жесткой подвеской. Отдыхающих автотуристов оказалось в начале тропы совсем немного и даже показалось, что их меньше, чем коров бродивших между их палатками и машинами.

В 21.30 мы вышли на тропу-полочку чуть выше берега и шли по ней до первой остановки 35-45 минут. Остановка оказалась на открытом пологом месте-полянке с небольшим обрывом перед песчано-каменным бережком. Стоянка оказалась оборудована столом, скамейкой и костровищем. Стол оказался прямо посреди полянки, а на полянке было много коровьих следов. Памятуя о неприятностях, которые доставили коровы два года назад в походе от Большого Голоустного до Больших Котов я попытался найти другое, менее открытое место, но тщетно – в небольшом лесу были большие муравейники, а городить новое костровище – последнее дело в заповедной зоне.

Хочется все-таки отметить, что в темноте нам не раз пришлось пройтись по следам молочных животных. Идти ночью коровьими следами конечно неприятно, зато другого ненарочного и лучшего способа ощутить себя во власти природы за пределами города в первые часы похода, пожалуй, не найти.

Вот что запомнилось в первый день и кажется больше не было ничего примечательного, кроме беседы за походным ужином трёх друзей, не видавшихся больше года.

День 2. Пятница 12.08.2011г.

За ночь я плохо спал, что для моей нервной системы не новость, однако кристально чистый воздух Байкала помог не вспоминать об этом лишний раз. Физическая нагрузка в общей сложности в пятницу оказалась небольшой. Теперь обо всём по порядку.

Встал я рано утром ещё до восхода солнца, ориентировочно в 6.30. Взял фотоаппарат и побрёл искать удачи на фотосъёмках восходящего солнца, чему способствовали разряженные хмурые облака над Байкалом.

Отсняв что-то интересное и красочно, я вернулся
и стал готовить завтрак. В итоге в 8 часов уже все дисциплинированно проснулись и кушали. Вскоре друзья собрались и все были готовы идти. Тут наше путешествие и началось по настоящему с этого пятничного утра, поскольку день проезда до Бугульдейки – все-таки не день похода.

Забегая немного вперёд, спешу похвастаться отличной погодой с теплом и солнцем, сопутствовавшей нам весь день от рассвета до заката. Байкал встретил нас радушно-солнечно, без бушующих волн, ветра и дождя. Возможно благодаря такой встрече некоторые препятствия нам удалось пройти легче и быстрее.

В 9 часов мы вышли. Утоптанная людьми и коровами тропа приведшая нас к первому ночлегу потерялась среди травинок на полянке. Мы прошли по поляне пару минут к лесу и дальше немного вдоль обрывистого берега, где тропинка вновь обнаружилась в менее утоптанном и более заросшем виде и повела нас вдоль горного, холмистого берега. Примерно через 40 минут тропа стала спускаться круто вниз на каргу (прижимистое место с крупными камнями-валунами вдоль воды). Прижим был пройден за 20-25 минут, не более.
Прижим с камнями

Вскоре мы снова вышли на тропу, напоминавшую мне пройденную на участке от Малой до Большой Кадильной между пос. Большое Голоустное и д. Большие Коты. Тропа приятно вилась среди деревьев недалеко от берега, идти по ней было легко, приятно и быстро, поскольку отсутствовали резкие подъёмы и спуски. Временами тропа перерывалась и вынуждала идти к берегу. Один из таких участков мы проходили в 12 часов 30 минут, где из леса к озеру тянулся ряд ключевых ручьев, образовавших в лесу труднопроходимый болотистый бурелом.
Ручей у берега
В своём стремлении обойти дремучее препятствие мы немного ушли ложной тропкой, повлекшей нас в глубину леса, но зайдя через несколько минут в тупик, вернулись к берегу, где ручейки шутя перешагивались по небольшим камням, после чего снова легко обнаружили тропу на верхнем берегу.

В 14.00 устроили обеденный привал. Приготовили первый вкусный жирный суп, закусили его хлебом и салом. Выпили кострового чайку, передохнули и взбодрились.

В четвертом часу возобновили поход. Тропа не изменила свой гостеприимный характер. В удобных местах мы сходили с тропы к Байкалу и наблюдали у кромки воды остовы старых мертвых деревьев, стоящих как немое напоминание о былой силе и жизни.
Корневища
В моё воображении даже сложился образ экспозиции мертвых сосен и лиственниц, огромных корней, отброшенных когда-то мощнейшими волнами на несколько метров вглубь берега.
Деревья скелеты

Около 2-х часов тропа вела по обгоревшему лесу, где мох и траву задушил и испепелил пожар, прошедший примерно 1-2 года назад. Могу ошибаться в оценке давности, так как не являюсь специалистом по данной части. Обгоревший лес на берегах Байкала, на фоне остального всеобщего цветения в заповедной зоне выглядит как грустный символ вероломства – выжженный мох, трава, обуглившиеся стволы молоденьких лиственниц...

Виляющая тропа в узких проёмах между тонкими сучковатыми молоденькими соснами и лиственницами в лесном частоколе изрядно истрепала нам кариматы, порвала чехол у палатки, способствовала развитию тонкого чувства габаритов с одетыми рюкзаками и привязанными принадлежностями. Кажется, можно было передвигаться осторожнее, но когда подобное испытание длится пару часов, то ошибок соприкосновения с ветками и сучками полностью избежать не получается.

Около 8-и часов вечера мы уже проходили вдоль небольшого прибрежного озерца, отделенного на берегу Байкала песчаной косой. К сожалению ни в одном из прочитанных мной отчётов оно никак не обозначено, а следовало бы – место достаточно живописное. Сразу за озером мы нашли старое костровище с удобствами в виде полешек, расположенное практически перед самым мысом Красный Яр, где и устроили ночлег.

Пятничный вечер запомнился приятной усталостью после полноценного первого походного дня. Изрядный запас провизии с полноценным питанием ощутимо отягощал рюкзаки и подгружал мышцы ног, хотя чистейший воздух и Байкальский бриз, живописные пейзажи на берегах с лихвой восполняли физическую усталость, а душа просто ликовала.

Вечерняя погода не предвещала никаких дождей. На закате на небе не было ни облачка. Поужинав, все уснули в палатке крепким, здоровым сном.

День 3. Суббота 13.08.2011г.

Субботнее утро встретило нас хмурым облачным небом и моросящим дождём, а в теле ещё ощущалась приятная усталость после пятничного перехода, поэтому вставать рано никому не хотелось. Иван первым нашёл в себе моральные и физические резервы подняться и приготовить в 11-ом часу завтрак.

Постепенно все проснулись, поднялись, но под периодически моросящим дождём очень не хотелось выходить, поэтому достаточно долго настраивались, собирались и возобновили свой путь только около 12.30.

Буквально через 10-15 первых минут похода мы подошли к обелиску, стоящему на высоком берегу, в память научных сотрудников, погибших 2 августа 1983 г. на катере. Согласно данным на сайте научно-исследовательское судно "Шокальский" примерно в 1 км от берега, на глазах многих людей, бессильных помочь, порывом ветра (40 м/сек) Горняшки (образовался смерч) было перевёрнуто. Судно крутилось на волнах вверх килем. Некоторым людям удалось выбраться на днище, но корабль затонул, людей смыло в море. Помочь никто не рискнул, т.к. порывами ветра подбрасывало вверх или выбрасывало на берег даже привязанные лодки с моторами.

Тут хочется вспомнить запечатленные в данной местности на фотографиях скрученные калачами "облака-смерчи" (мои фотографии представлены ниже, на них можно разглядеть некоторую закрученность отдельных облаков). К тому же владею слухами о замеченных очевидцами ветрах-смерчей в этой же местности. Возможно, подобные природные явления наблюдаются и в других районах Байкала, а на данном участке их лишь чаще наблюдают. Может быть кого-то заинтересует частота образования облаков и ветров-смерчей на рассматриваемом участке, и кто-то захочет провести исследования.

Вернёмся к хронологии похода. У обелиска на Красном Яре мы нашли тропу, вьющуюся между деревьев на обрывистой части высокого берега. Тропа без затяжных подъёмов и спусков обходящая большие каменные валуны, местами пролегающая по камням-курумам, укращенная мхом и травой, изредка теряющаяся всё же легче и быстрее, чем заваленный мокрыми и сколькими камнями путь в непосредственной близости у воды. Примерно через 1.5-2 часа следования по тропе под периодически проходящим небольшим дождиком мы вышли снова к берегу в прижимистом месте.

Открывшееся место было довольно-таки интересное и мы сделали 30-40 минутную остановку ради возможности сделать пару видовых снимков и чтобы просто посидеть, полюбоваться очередными красотами Байкала.
Тропа вдоль берега
Благо к этому времени на небе между серыми тучами стало выглядывать синие небо и солнышко.
Волна Байкала

По окончании фотосета прижимное место закончилось, но ненадолго, и ещё через 15-20 минут тропа вышла к воде и пропала. А перед нами предстал прижимистый берег, сплошь усыпанный камнями разной величины.
Естественная тропа
Следовать по такому участку пришлось ещё в течении часа очень осторожно и я бы никому не рекомендовал проходить подобный участок в сжатые сроки, поскольку там встречается очень много «живых» камней выворачивающихся на ботинок. Для предотвращения вероятных травм, ушибов, падений приходится вдумываться в каждый шаг и выбирать между вариантами обхождения больших камней.

Пройдя каменный берег к 17.00 мы вышли на лесистый мыс, где вскоре встали на обед. Обед как и частые остановки в этот день оказался вальяжным, но затянулся он в связи с набежавшим «слепым дождем». Под дождем мы сооружали тент, а потом стащили под него рюкзаки, вещи и тарелки с супом, ну и свои задницы конечно. Только мы спрятались от дождя под тент и поели, как он прекратился и ярко засветило солнце, отражаясь в тёплых каплях на лиственных веточках и ягодных кустах в лесу. Миша и Ваня отправились к берегу отдыхать и загарать, а я взял фотоаппарат и пошёл в лес с надеждой что-то сфотографировать.

Примерно в 18.30 все снова были в сборе, готовые продолжить поход. Дальнейший путь вдруг представился в двух вариантах, один из которых возможен был по высокому берегу, а второй у воды. Тропа в лесу плохо просматривалась, но при желании её можно было конечно найти. Миша с Ваней, по всей видимости, захотели почувствовать себя хозяевами своей судьбы и большинством голосов отвергли моё стремление идти по более безопасному участку на высоком берегу среди леса. В доказательство верности своего решения они сослались на кажущуюся безобидность линии берега, откуда не просматривались затяжные участки с прижимистыми участками, заваленными острыми камнями.

Моё внутреннее чутье оказалось верным и уже через 20-30 минут, пройдя пару вполне безобидных прижимистых участков мы оказались у затяжного прижимистого берега с камнями различной величины и структуры на своём протяжении. Особо опасной особенностью нового отрезка «бегов с препятствиями» оказались камни, покрытые еле заметным мхом или водорослями так, что даже сухая на вид поверхность скользила при опоре на неё. Другой неприятной особенностью оказались огромные камни или навалы камней плотной стеной погруженные в воду, оставлявшие неясные варианты их облаза с 2-3 метровым подъёмом вдоль вертикального скалистого берега последующим неприятным спуском.

Новый прижимистый участок вышел общей протяженностью около 300-400 метров, но на безопасное его форсирование ушло больше часа. Несколько раз я споткнулся на «живых» скользких камнях и ушибся, благо я все-таки старался предусматривать такую вероятность и небольшая высота и скорость не позволяли развить достаточно сильное ускорение в момент непосредственных ударов. Пару раз я падал на камнях и, пока тело инертно скользило вниз, не знал, насколько удачно всё может кончиться, а в уме просчитывал возможные варианты вывихов ног или переломов. Всё могло случиться, это была реальность. Всё-таки помогала предосторожность, понимание опасности. Тяжелый рюкзак на плечах мешал делать быстрые передвижения, с одной стороны способствуя безопасности, а с другой смещал центр тяжести тела, способствовал некоторым ошибкам в расчётах запланированных передвижений. Мне не понравился участок, так как на экстрим я не рассчитывал, сильно нервничал и устал, хотя любителям адреналиновых ощущений такое приключение будет в самый раз.

Со мной, бок о бок, шёл Ваня. Местами он не понимал как облазить тот или иной камень, но глядя на мои пятки просто повторял движения и у него всё получалось. Пару раз я подсказал ему удобные точки опоры и лазы. Миша же исследовал скалистый берег и на определённом участке пошёл вверх, пытаясь уйти с неприятной дорожки, но ввиду опасности дальнейшего подъёма стал спускаться и отстал от нас. Пока он догонял, мы ушли вперед и сделали пару трудных облазов, на одном из которых Миша не сообразил, как его обойти, и всё-таки полез вверх. Видимо он прошёл ещё несколько раз по грани между жизнью и вечностью, но в результате залез очень высоко и нашёл вверху нормальную тропу.

Встретились мы около 20.00 у дома Егеря. Егеря не было дома )) Дом располагался на участке напротив небольшого песчаного мыса. Мыс тут же обрывался и снова начинался берег с камнями и валунами. Учитывая, что за прошедший день мы прошли не более 5-7 км, мы решили идти дальше по берегу по камням. Однако через 15-20 минут очередных, не побоюсь грубого сравнения, козьих испытаний мы подошли к вертикальному прижиму без камней на берегу. Возможно, его можно пройти, если решиться на брод, но памятуя рекомендации бывалых на данном сайте «нигде не соваться в броды» мы развернулись и пошли обратно к дому Егеря.

Около 21.00 уставшие от нервных потрясений на неотесанных прибрежных камнях, продрогшие в лесу под дождями, мы стали располагаться на ночлег, выбранный у дома лесника. С берега от ночного лагеря видно было форсированные за день сопки, поливаемые дождями кучных туч на фоне розового сумеречного горизонта. Казалось, мы прошли самый дождливый и опасный участок и дальше в походе нас будет сопровождать только тепло, солнце и отдых.

День 4. Воскресенье 14.08.2011г.

Проснулся я рано перед рассветом, около 6 часов утра. Взял фотоаппарат и пошёл ловить утренние шедевры с просыпающимся над Байкалом-Батюшкой солнцем. Удача мне сопутствовала, небо не было ясным и мне удалось лицезреть и фотографировать облака невиданной ранее длины и формы, подсвеченные восходящим солнцем и искристо отражающиеся в могучей пучине великого озера.

После утренней фотосъёмки всё пошло по привычному графику. Утро выдалось ясным без дождя. Пару часов ушло на приготовление и поглощение завтрака, подъём полка и другие непримечательные походные заботы.

Около 10.00 мы отправились по найденной за домом тропе, уводящей сначала вглубь леса, а затем поворачивающей к подъёму на сопку. Хорошая, утоптанная тропа беззаботно и быстро повлекла нас вдоль прибрежных сопок высоко над Байкалом, и его голубые просторы открывались сияющими гранями. 2 часа ходьбы пролетели совершенно незаметно и мы вышли к мысу с первым рыбацким лагерем, где решили передохнуть и купили предложенные нам за 100 рублей 3 почищенных хвоста байкальского хариуса.

Затем мы прошли ещё 2-3 часа с остановкой в лесу и вышли к первой песчаной бухточке, где обосновался другой рыбацкий лагерь. Тут выбрали свободную полянку и встали на обед. К сожалению, название бухты мне пока не известно. А уху сварили чудную. Всё-таки, чтобы всецело ощутить себя в гостях у богатого великого озера, мало гулять по берегам – надо и шишку кедровую отведать и хариуса сварить на уху и суп грибной отведать.

Сытно подкрепившись ушицей, отдохнув, примерно в 14.30 продолжили поход. От бухты в сторону Песчанки отходит несколько тропинок. Одна из которых ведёт на перевал, другая заканчивается вдоль берега Байкала в лесу и третья проходит посередине. В течении часа (или чуть более) мы исследовали 2 ложных направления, потеряли немного сил и времени, но в какой-то мере почувствовали настроение маленького приключения. Так как я оставался ответственным за выбор тропы, то выслушал в свой адрес очередные нарекания и поддёвки спутников. Они явно хотели отыграться за прошедший день, когда им досталась от меня тирада гнева за сложный участок с неотесанными камнями.

Возобновив путешествие по утоптанной тропе примерно в 16.00, через час вышли к д. Харгино.
У тропы мы встретили лесника, мужчине на вид 55-60 лет. Представился он нам по моей просьбе дядей Сашей, но ведь если он дядя, то мы, получается, просто мальчики. Забавно почувствовать себя мальчиком, когда 4-й десяток тикает. Александр поведал нам название распадка с крохотной деревней «Урочище черного Дьявола», такое название, как он сказал, данные места унаследовали от Тунгусов (по всей видимости речь об эвенках), древних обитателей здешних мест. Он даже отметил протяженность береговой линии в 30 км. от урочища в южную сторону, остальная часть вся принадлежала бурятам. Насколько мы поняли, земля в своё время была поделена указанным образом между народами никем иным как Чингисханом.

Меня заинтересовала история земли и я попросил Мишу погуглить. Точные очертания границ нигде не встретил. Согласно неуказанному источнику на http://www.magnit-baikal.ru/publ/chto_v_imeni_tvoem_bajkal/lamu_ehvenkijskoe_nazvanie_bajkala/20-1-0-594 эвенки селились и охотились на восточных берегах Байкала и далее на Север до Северного Ледовитого океана. Что же касается Чингисхана, то с ходу я также нашел подтверждения о присутствии или влияния Чингисхана на распределение земель между народами, населявшими берега Байкала. Всё-таки Байкал окружен множеством загадочных легенд и версий посещения историческими деятелями. Подобные байки очень любят создавать сами местные жители. Сама история края неоднозначна, поскольку в летописи бурятов, китайцев, монголов разные названия у одних и тех же районов, а расшифровка и верная трактовка документов – неблагодарный труд краеведов и историков. На этом можно закончить историческую справку и вернуться к повествованию о нашем походе.

По всей видимости, перед нашим приходом лесник был чем-то занят и наше присутствие его отвлекло. Судить я могу по данной нам дезинформации относительно расположения бывшего карьера с кварцевым песком на расстоянии 4-7 км от берега. Уверен, расстояние там значительно меньше. Однако, морально мы не настраивались на посещение карьера и чувствовали в чужой деревне себя весьма неуютно – хотя бы из-за отсутствия, на наш беглый взгляд, удобных мест для ночного лагеря. Возможно, посещение карьера я запланирую на будущее. Есть интересная ссылка об истории Харгинского месторождения кварцевых песков http://www.club-perexod.ru/index.php?cid=36&lvl=35.

На прощание Александр указал нам тропу на перевал «Пыхтун» или другое его название «С легким паром», предупредив о вероятной встрече с медведем. Инструкция лесника по безопасности рекомендовала нам не растягиваться, а при встрече не бежать от зверя. Я показал Александру припасенный фальшвеер, намекая на нашу готовность к встрече. На что я услышал афоризм обывателя тайги: «Это зайцу стоп-сигнал».

Судь да дело отправились неспешно на подъём, попутно собирая грибы. Подъём с тяжелыми рюкзаками нам дался не просто. Сказался выбранный мной достаточно высокий темп и относительно редкие передышки. В результате такого темпа в итоге я больше всех и выдохся. Подъём и спуск занял у нас порядка 90 минут, так что к 20.30 мы спустились к бухте Сухой и стали готовить лагерь на ночёвку.
Бухта Сухая

Ноги после перевала гудели, сердце туго билось на какой-то нездоровой и тревожной грани, ощущалась комплексная работа всех мышц ног и перегрузка организма. Сказалось пройденное расстояние за предыдущие два дня, ложный подъём на перевал от первой песчаной бухточки в этот день и, конечно, малоподвижный городской образ жизни. Физическую форму и тонус мышц надо поддерживать перед подобными походами – всё-таки не детская прогулка.

До бухты Песчаной оставалось уже совсем немного – пройти до бухты Сенной, дальше до бухты Бабушка и до самой бухты Песчаной. На всё про всё порядка 90-120 минут неспешной ходьбы. Можно было закончить поход в этот день и оказаться в бухте Бабушка к позднему вечеру. Время же позволяло нам никуда не торопиться, да по плану наше путешествие могло длиться около 5-6 дней.

Вечером в бухте Сухой можно было увидеть радугу над Байкалом – благую весть о дальнейшем сопутствующем успехе в походе. Ей и закончим повествование о 3-ем дне.

День 5 Понедельник 15.08

В четвертый день после обеда, хорошо выспавшись в сенях Байкальского леса, позавтракав молочной кашей, пообедав вкуснейшим грибным супом и как следует отдохнув, к вечеру мы снова собрались и пошли по тропе в сторону бухты Сенной. Тропа от бухты Сенной проходит по лесу, а не по берегу, точно так же, как и тропа от д.Харгино (ударении на А) до бухты Сухой.

По пути тропа сначала немного поднимается и выходит на местность с поваленным лесом, где ближе к озеру можно увидеть большой камень высотою около 15-25 метров. Пройти к нему можно без тропы через бурелом и заросли шиповника. На ощупь камень тёплый, а по ощущениям он сильный и заряжает энергией. Миша и Ваня окрестили его названием – «Камень силы».
Камень силы
Возможно есть другое название «Камень будды», хотя на камень будды похожи больше камни на скале обзора в бухте Песчаной. Ваня прижался к камню и некоторое время стоял приобняв глыбу, а затем порекомендовал сделать мне тоже самое со словами: «Подойди к нему и попроси, чтобы он забрал в твоей жизни всё плохое и оставил хорошее».

Зарядившись силой камня и подкрепившись шиповником, наша троица продолжила следование и вскоре вышла к бухте Сенной.

Места для ночевки в бухте Сенной нас не воодушевили. Лес от берега располагался на значительном расстоянии, а сам пляж казался открытым и голым. К тому же тут же были дома очередного лесника. За 3 предшествовавших дня и за прошлогодний поход у нас появился определённый вкус и предпочтения к местам ночевок. По всем критериям следовало дальше искать костровище.

Удобное место для ночевки в 4-й день выбрали около песчаного пляжа напротив известного, но ныне мертвого кедра «Мужество жизни». Дорога от бухты Сухой до кедра «Мужество жизни» заняли у нас порядка 1,5-2 часов с учётом остановки у «Камня силы» и размышлений о кашерности мест ночевки в бухте Сенной. Рассматриваемый участок тропы можно легко преодолеть в течении часа.

Песок бухточки у кедра «Мужество жизни» чередуется большими камнями. Когда стало смеркаться на ясном небе хорошо просматривалась полная луна, в темнеющих сумерках отражающаяся в водной пучине Байкала. При виде ночного пейзажа в памяти прозвучали нотки «Лунной сонаты» Бетховена. Я сделал несколько фотографий ночного Байкала с луной.

День 6 Вторник 16.08.

Во вторник почти целый день мы батонились в бухте у кедра «Мужество жизни». Погода налаживалась, облака на небе то закрывали, то открывали солнце. Пока солнце пряталось за облаками ощущалась прохлада, а когда выглядывало из-за облаков, то становилось жарко и можно было загорать. Вот мы и загорали, отдыхали, фотографировались, лазили по соседним прибрежным сопкам. А к вечеру у нас созрел амбициозный план ночлега.

Ночлег мы решили организовать на скале обзора, расположенной над турбазой "Бухта Песчаная". К скале можно подняться, если пройти сначала вверх по тропе в сторону Кедрового перевала, а затем круто повернув без тропы вправо, в сторону возвышающихся среди леса скал. На плоских камнях скал имеются круглые углубления, заполненные дождевой водой, куда поднявшиеся туристы и гости знаменитой бухты бросают монеты. С плоских вершин камней удобно обозревать панораму побережья, где самым главным украшением является четкий полуовал бухты Песчаной.

Однако нами был предпринят более крутой вариант подъёма от бухты Бабушка. Набрав три 5-и литровых пэта водою мы отправились в перпендикулярном направлении от береговой линии. Чуть позже нам пришлось немного свернуть налево, но сути дела это не меняет. Поднимались в течении часа, хотя без воды и рюкзаков это возможно сделать за 20-30 минут.

На скале мы встретили парочку молодых людей, очень удивившихся нашему энтузиазму и решимости провести ночь на скале. Они и представить не могли припасенные нами в поклаже 15 литров воды на такой высоте.

Поставив палатку и организовав всё для ночлега, мы приготовили ужин. Гастрономическому аппетиту способствовал в этот вечер припасенные 250 мл коньяка. Обстановка получилась весьма торжественная, но самой незабываемой в эту ночь на скале обзора была … 5 дней мы ночевали в непосредственной близости Байкала, убаюкиваемые музыкой прибоя и вдруг звенящая тишина на обзорной скале.

Мне показалось, что камни на обзорной скале обладают целительной силой. Днем я сделал неаккуратное движение и немного потянул спину. Думал, что теперь вплоть до возвращения домой мне придётся ощущать дискомфорт в пояснице. Но проснувшись на следующий день, не ощутил последствий травмы.
Хвойная веточка

А Ваня пожаловался, что у него болела голова, как будто он спал под высоковольтными проводами. Могу подтвердить своими ощущениями некой тяжести и магнетизма.

День 7 Среда. 17.08 Последний день повествования.

Утром в среду я опять же встал на рассвете и направился на одну из вершин скалы обзора фотографировать. Небо с утра было чистое и только внизу над Байкалом очень низко протянулось небольшое тоненькое облако.
С восходом солнце причудливо подсветило одинокое облако и линию берега протянувшуюся от бухты Песчаной до горизонта в сторону острова Бакланьего камня. Вскоре одинокое облако стало распадаться и испарятся. А линия берега, слово красная лента, привлекала своей загадочной красотою и звала продолжить дорогу в сторону пос. Большого Голоустного. Позади берега на высоких горах Приморского хребта густой зелёный лес отражал лучи восходящего светила, ласкал взгляд красно-желтыми сверкающими огоньками кедровых кисточек и зеркально-гладких камней. Кругом было очень красиво, и я фотографировал в разные стороны в немом опасении что-то упустить и не мог сосредоточиться на чем-то одном самом красивом, самом зрелищном – нагая природа Байкала просыпалась и укутывалась в сверкающие солнечные шелка.

Спустившись с вершины, я прогулялся по тропинкам на скале обзора и нашёл кривую сосну, стелившуюся по скале. Все сосны как сосны, а она словно лиана прогнулась над камнями и вьется вверх, будто хочет вытащить корни-ноги из бедной каменистой почвы на вершине скалы и взобраться на самый верх, чтобы каждый день любоваться закатами и рассветами Байкала.

А потом я спустился со скалы обзора и направился в сторону бухточки с кедром «Мужество жизни» на расположенный каменный мыс с памятником неизвестному мне леснику. Фамилию запоминать не стал.

На том мысе есть небольшой камень, примеченный Мишей. Миша во время разговора с лесником Александром воодушевился историей о сплошь населявших когда-то эти места тунгусах и усмотрел для себя в камне характерный этнический профиль.
Камень тунгус
Просил меня сфотографировать камень ему на память и вот теперь утренний свет подчеркнул примеченные Мишей забавные черты и впадины. Я сделал снимок – символ, прообраз и подарок другу на память.

Чуть позже я сел на вершине прибрежной скалы на высоте около 50-70 метров над уровнем воды и стал любоваться необъятной голубой бездной озера. Внизу изредка проплывали катера и рыбацкие лодки, на душе было тихо и спокойно, я почувствовал себя совершенно отдохнувшим.
Мохнатая терраса

Днем я прошелся по кедровому лесу вдоль гребнистых скал Большой Колокольни и слазил на пару выступов. Дошел до самого высокого пика, увидел разрушенную деревянную лестницу и остовы железной к самой вершине.
Гребень Большой колокольни
В первый раз я увидел и открыл для себя это место. Предположил, что раньше лестница служила для экскурсий туристам, однако позже в интернете прочитал о работавшем ранее автоматическом маяке. Перед самой вершиной начиналась вертикальная металлическая лестница. С правой стороны тянулся деревянный желоб для подъема ацетиленовых баллонов для маяка. Еще раньше на маяке горели обычные керосиновые фонари, которыми приходилось вручную зажигать маяк и гасить вечером дважды в день. После ликвидации маяка, в начале 90-х годов, лестница пришла в ветхость и стала небезопасной, администрация турбазы разобрала ее, чтобы у туристов не было соблазна залазить на вершину скалы.
Вид с Большой колокольни

Возвращаясь в бухту Бабушку с Большой Колокольни я нашел кедровую шишку.

Заключение. 18,19.08 (четверг и пятница).

В четверг и в пятницу погода стояла исключительная – ясное небо и жаркое солнце. Ночевали мы все оставшиеся дни в бухте Бабушка, там же загорали и отдыхали.
Бухта Бабушка

В оставшиеся дни больше ничего не происходило. В четверг закончился чай, тушенка и консервы. Продукты восполняли в баре на турбазе бухты Песчаной. Выходило дорого, но делать было нечего, да и курорт как никак – можно немного разорится.

Конечно в последние дни мы посетили бухту Песчаную, но разве это самоцель похода?
Фото катера в бухте Песчаная
Ребята то ли в шутку, то ли всерьёз озвучивали неуверенные желания продолжить поход до Большого Голоустного. Но в силу полученной физический нагрузки на пройденном пути, превышающем 40 км местами без тропы, местами с крутыми уклонами, я, например, уже и не чувствовал в себе достаточные силы для нового перехода. Зато на будущий сезон появилось желание подготовиться к более продолжительному походу от Большого Голоустного до Бугульдейки. Байкальские тропы прекрасно подходят для поддержания здоровья и, как мне кажется, соответствуют представлениям о здоровом образе жизни. Выпить водки на Байкале у меня ещё не получалось больше 50-100гр. – не шло, да и так было хорошо!

Уехали мы в пятницу 19.08 на теплоходе Баргузин, глядя на одинокие берега с завистью к тем, кому ещё предстоит здесь пройти впервые.
Вид на берег Байкала
Попытки уехать раньше не привели к успеху. В прошлом году в конце августа в бухте Бабушка нам повезло с попутным катером добраться за 500 рублей до пос. Большого Голоустного. Всё-таки рассчитывать на попутные катера не стоит – может повезти, а может нет. Деньги лучше брать про запас на полную стоимость проезда на теплоходе Баргузин. Тем более, что цена в 1800 рублей, хоть и кажется высокой, но с учётом окупаемости могла бы достигать 18 000 рублей с человека, по крайней мере там говорят в нашем реч.флоте.

Мы вернулись в Иркутск, и закончился очередной поход в Бухту Песчаная со стороны д.Бугульдейка. Надеюсь представленная информация с описанием отдельных участков, будет полезна тем, кто решит впервые пройти аналогичную дорогу, а описание переживаний и мыслей, возникших в моем сознании во время и после похода, кому-то помогут решить для себя насколько это все полезно, интересно и позновательно. А кто-то, конечно, вспомнит свой поход и свои ощущения на берегах священного озера. Хочу пожелать всем хорошего настроения и удачи в пути!

Владимир Прадедов

Помню этот рассказ и быка , если мне не изменяет память.
Цена за билет на теплоход впечатляет.
14.03.2012, 21:55:16 |
Есения Молодец, Лев.
14.03.2012, 23:56:32 |
Лев БелыхВладимир, Есения, признателен за внимание.
15.03.2012, 15:29:02 |
Егор ПолтавченкоЛев, спасибо за подробный рассказ и фотографии.
16.03.2012, 18:06:34 |
Лев Белых

Егор Полтавченко:  Лев, спасибо за подробный рассказ и фотографии.

Егор, Вам спасибо, что осилили :)
16.03.2012, 18:35:38 |
Сергей БлагодарныйПривет всем! Мы с друзьями (втроем) в этом году хотим пройти от Бугульдейки до Песчанки (22-27.07). Звоним в Иркутскую автостанцию, и нам там приятным голосом отвечают: "Бугульдейку мы не обслуживаем". Кто знает как туда сейчас добраться?
Заранее спасибо!
07.07.2012, 18:32:41 |
Лев Белых

Сергей Благодарный:  Кто знает как туда сейчас добраться?Заранее спасибо!

Позвонить на турбазу в Бугульдейке, узнать телефон маршрутчика, забранировать места. В прошлом году микраж отходил в 17.00 от центрального рынка.

Другой вариант взять такси, будет стоить около 4-5 т.р.
07.07.2012, 22:05:22 |
И. ФефеловЗдесь на прошлой неделе кто-то писал об этом, поищите.
07.07.2012, 23:21:41 |
Ivan

Сергей Благодарный:  Привет всем! Мы с друзьями (втроем) в этом году хотим пройти от Бугульдейки до Песчанки (22-27.07). Звоним в Иркутскую автостанцию, и нам там приятным голосом отвечают: "Бугульдейку мы не обслуживаем". Кто знает как туда сейчас добраться?Заранее спасибо!

Привет Сергей, мы тоже хотим пройти по этому маршруту в это же время (21-27.07), ты нашел решение по поводу заброски в Бугульдейку?
17.07.2012, 14:37:37 |
И. ФефеловПо-прежнему не могу вспомнить, где именно тут писали, но у нас, оказывается, как говорил Аркадий Райкин, с собой было ;) выписано. В общем, цитирую:
"Ежедневно ходит микроавтобус Бугульдейка-Иркутск-Бугульдейка(жёлтая истана 855). Отправление из Иркутска в 17.00 с большой платной стоянки у Торгового Комплекса. Отправление из Бугульдейки в 6.30, по воскресеньям в 12.00. Трансфер (заказ микроавтобуса полностью) по удобному для вас времени — 6 т.р. Обязательно бронирование места заранее по телефону 89526290039 Андрей."
17.07.2012, 19:24:11 |
Сергей БлагодарныйНу вот и мы прошли этот маршрут.
И. Фефелов, спасибо большое за информацию. Дозвонились, забронировали, уехали. Эта истана в бугульдейку — одна кора. Желающих больше чем мест. Правда, всех записавшихся взяли. А вот кого-то из местных (Бугульдейских) кто без записи хотел пролезть пришлось оставить. В маршрутке и так все на пол сиденья сидели. :)
Ivan, с погодой повезло. Купались каждый день. Жаль что вы не пошли.

Маршрут очень живописный и относительно не напряжный. Лично мне он больше понравился, чем Голоустное-Листвянка. Мои друзья первый раз на Байкале и им очень понравилось. Для знакомства с Байкалом этот маршрут — самое то.
Не знаю, решусь ли на написание отчета, по-моему, особого смысла в нем нет. Описание Льва хорошее. Глваное, эмоциональное, что хочется туда пойти. :)

В описании Льва есть несколько мелких неточностей, но более всего мы блуданули после дома Егеря, который перед м. Арка. По описанию так:

Тропу нашли, поворота тропы на сопку — нет. Когда тропа, идущая по распадку вверх совсем "растаяла", повернули на сопку по азимуту. Там тоже тропы не нашлось. Тут то и пригодилась заранее припасенная и заскотчеванная километровочка и компас. Так что даже на маршрут вдоль Байкала такой материал нужно брать.
Спустились с сопки в следующую падь. Она узкая и более крутая. По карте увидели, что она обрывается в Байкал скалами, решили не спускаться к берегу, а, оставаясь вдали от берега, перевалить ещё через одну сопку по азимуту. Сделав это, оказались в широкой пади, плавно выведшей нас к галечному пляжу с оборудованными ночевками.
Впереди нас шла ещё одна группа, с которой мы периодически пересекались. Они тоже потеряли тропу в этом же месте, но с сопки решили спускаться к Байкалу. В итоге, оказались в обрывистом месте с непроходимыми скалами. Спуститься к берегу им удалось, а вот чтобы идти дальше им пришлось просить помощи рыбака, который увидел их на берегу и перевез через прижимы.
Так что место коварное.

Ещё комментарий по поводу выброски из Песчаной с помощью частников. В Листвянке узнавали цены, чтобы зафрахтовать катер. Стоит это 4 тысячи в час. До Песчаной он идет 6 часов. Почесав голову, поняли, что даже для крупной группы выгоднее Баргузин. Вот так вот.
08.08.2012, 20:02:20 |
Лев Белых

Сергей Благодарный:  Тропу нашли, поворота тропы на сопку - нет. Когда тропа, идущая по распадку вверх совсем "растаяла", повернули на сопку по азимуту. Там тоже тропы не нашлось.

Я бы не стал приписывать это неточностям в описании. Ведь я ничего не придумывал, я просто рассказывал как проходили. Что могло случится с участком тропы я не знаю (Байкал место мистичное), могу сказать , что от дома лесника можно подниматься без тропы на гору и постепенно вверху хорошо утоптанная тропа все равно должна обнаружится — на ней есть отметки и таблички ББТ.

Хочу добавить, что тропа уходила от дома лесника немного в лес , потом как бы возвращалась немного к Байкалу, но при этом шла достаточно резко и достаточно круто в вверх на гору так (если не изменяет память), что дом лесника в результате можно было увидеть далеко внизу с горы под ногами.

И ещё скажу — в этом месте лезть вниз не надо, надо набирать высоту и находить тропу, которая обходит все прижимы. Тропу лучше найти сразу пока не отошли далеко от распадка с домом лесника, пусть с потерей времени, но обязательно найти, чтобы не повторять вашей ошибки.

И вообще ))))) Поход на то и поход на Байкале, чтобы терять тропу время от времени, я неоднократно описывал такие случаи в описаниях походов, это всегда было изюминкой похода, его незабываемым приключением. Если написано, что тропа есть — ищите и обязательно найдете! ))