|
| Утром, 16 июля, наш поезд из Москвы отправлялся в 12 часов 50 минут. Время в пути – 3,5 дня, а в часах и того больше, но уже к началу третьего дня привыкаешь к вагонной обстановке. В том же купе, в котором были Ваня и Света, на нижней полке ехал пожилой мужчина, лет семидесяти. Он поведал нам, что любит один ходить по тайге, иногда по полгода, взяв с собой только самое необходимое для выживания в тех условиях. И, как-то, зашел разговор о случайной встрече с медведем в тайге, для нас эта информация была актуальна, т.к. наше путешествие должно было проходить по тайге, и встречу с медведем нельзя было исключить. Таежник поинтересовался у нас, как мы собираемся обороняться в случае встречи с медведем. Мы ответили ему, что на этот случай, мы взяли фальшфейеры, к тому же, насколько мне известно, передвигаясь по лесу нужно громко разговаривать, или петь песни, чтобы зверь мог слышать людей и тем самым ретироваться, ведь он также избегает встречи с людьми, как и туристы с ним. В ответ таежник только ухмыльнулся: «Если, конечно, зверь старый и опытный, то он сойдет с пути, вы его даже не заметите, но как быть в случае встречи с молодым и неопытным медведем, который к тому же еще и любопытен (правда, такие, как правило, долго не живут из-за своей любознательности), и выйдет он на ваше пение: «Мишка, Мишка, где твоя улыбка? Полная задора и огня?», чтобы поглядеть, что за «соловей-разбойник» забрел на его территорию?» А фальшфейер, по утверждению этого бывалого таежника, не панацея для защиты от медведя. «А как быть, чтобы не оказаться завтраком из туриста для «дяди Миши»?» — поинтересовался я. Бывалый таежник ответил: «Идя по лесу, стучите палками по стволам деревьев, такие резкие звуки не по вкусу любому зверю, т.к. пробуждают условный рефлекс об опасности, такие звуки характерны при вырубке леса, и это, наверняка, заставит зверя держаться подальше. Однако не следует специально пугать медведя, т.к. он может расценить вас как агрессора и, скорее всего, нападет сам». Кроме того, этот пожилой человек дал еще рекомендации: в случае, если вдруг медведь окажется близко от вас, в нескольких метрах, то не стоит ложиться и претворяться мертвым, т.к. вы можете стать для него легкой добычей, и даже если медведь не голоден, он все же потреплет вас из любопытства. И уж конечно, не стоит пытаться спасаться бегством от хищника, не только потому, что скорость медведя по пересеченной местности в несколько раз превышает скорость человека, но и потому, что это спровоцирует рефлекторное действие у хищника, видящего в вас спасающеюся добычу. Лучший вариант – остановиться, и не спеша, не делая лишних и резких движений, не провоцируя хищника, отходить назад, сохраняя контакт «глаза в глаза». И ни в коем случае не следует поворачиваться спиной к зверю, такую позу он, скорее всего, расценит как доказательство вашей слабости. Еще он предупредил нас о том, что если мы будем спать в спальниках под открытым небом, то не стоит их застегивать, т.к. ночью может подойти медведь, настолько тихо, что мы его даже не услышим, и тогда не будет времени быстро выбраться из спальников. Наш попутчик дал нам еще несколько не только полезных, но и крайне необходимых советов, которые вряд ли где написаны. Все они были основаны исключительно на его собственном опыте. А позже мы не раз вспоминали его добрым словом. 20 июля мы, наконец, прибыли в город Северобайкальск. На перроне к нам подошел владелец катера, представившись Валерием, и предложил доставить нас к месту начала нашего путешествия по воде. Изначально мы планировали, что от Северобайкальска доберемся на автобусе до села Байкальское, а уж там, на катере, до мыса Котельниковский. Конечно, существует тропа от села Байкальское до озера Гитара, но она в два раза длиннее, чем от мыса Котельниковский. Тем временем, оставив девушек на вокзале, Иван и я пошли в Северобайкальский филиал ГУ РБ («Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра»), где взяли необходимое нам разрешение на нахождение группы в зоне заповедника. На счет разрешения, оформленного на меня, как на руководителя группы, я еще в Москве договорился по электронной почте с одним из представителей этой организации. Закончив дела в Северобайкальском филиале ГУ РБ, мы вернулись за девушками и созвонились с владельцем катера, которого встретили еще на перроне, и договорились с ним о встрече. Вскоре мы добрались до указанного владельцем катера места. Он показал нам свой катер, в котором был кубрик, куда мы сложили свои рюкзаки. Сами же расположились на носу катера. От порта Северобайкальска до мыса Котельниковский по воде чуть более 70 км. Но, как выяснилось, Валерий ни разу не был на мысе Котельниковский, более того, он затруднялся в его местонахождении. И как только мы отошли от берега, я сообщил капитану этого судна, что у меня есть GPS-приемник с установленными на нем подробными картами Иркутской и Бурятской областей, и я могу ему точно сказать на каком из мысов нас необходимо высадить. Катер Валерий приобрел совсем недавно, буквально перед этой поездкой, он решил его немного модернизировать, заменив гребной винт, по-видимому, взяв за основу лишь мощность двигателя, не учитывая предполагаемый вес судна, его габариты и т.д. В связи с этим катер не мог набрать максимальной скорости, допустимой характеристиками двигателя, хотя он и работал на полную мощность, а, следовательно, потреблял больше топлива. В середине пути Валерий решает, что все это из-за гребного винта, который до этого дня он еще не опробовал. Для замены нового гребного винта на прежний потребовалось пришвартоваться к берегу у одного из мысов, где он и произвел замену. Когда он закончил с установкой, мы вновь отправились в путь. Но вскоре опустился туман, и прибрежная линия пропала из виду. Нужно было идти дальше от берега, ориентируясь на показания GPS-приемника, таким образом, снизив вероятность врезаться в прибрежные камни на высокой скорости. К вечеру того же дня мы благополучно прибыли в назначенный пункт – мыс Котельниковский. Мы сошли на берег и стали договариваться с хозяином катера по поводу нашего возвращения, рассказав ему о дальнейшем нашем путешествии на остров Ольхон. А чтобы туда добраться с мыса Котельниковский, для начала, необходимо было вернуться в Северобайкальск, после, сесть на автобус до Нижнеангарска, а там уже сесть на «Ракету», которая заходит в бухту Ольхона. Конечно, «Ракета» также заходит в порт Северобайкальска, но в связи с тем, что она ходит всего лишь два раза в неделю: по средам и субботам (на момент 2009 года), свободных мест в Северобайкальске может и не быть. Нижнеангарск же является исходным пунктом отправления «Ракеты». Понятно, что лучший вариант в такой ситуации – договориться с владельцем катера, который отвезет в любое время и любое место. И мы договорились с Валерием, что 28 июля будем здесь его ждать во второй половине дня.
Утром нам предстояло начать наш путь к озеру Гитара. Протяженность этого пути составляла около 25 км. Теоретически пройти это расстояние за пару суток можно, но при условиях: 1. подъем и начало пути должны быть осуществлены еще засветло, что собственно, не являлось большой проблемой для нашей группы; 2. хорошая осведомленность о пути следования по маршруту, а т.к. мы здесь были впервые, и без проводника, единственным помощником был GPS-приемник; 3. хорошая физическая подготовка участников похода но, учитывая то, что бо́льшую часть нашей группы составляли девушки, и ранее я не ходил с ними в другие походы, я не мог рисковать, подвергая их большим нагрузкам. С учетом всех этих особенностей группы, при разработке маршрута еще в Москве на сайте www.nature.baikal.ru, я посмотрел карты с точками GPS по данному маршруту, где были указаны координаты стоянок, на которых останавливается подавляющее число туристов в этих местах. Далее (Мыс Котельниковский – озеро Гитара)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||