ББТ — Большая Байкальская тропа. Задумывалась ещё в 70-х годах прошлого века. Проходит вдоль берега озера Байкал. На сегодняшний день готов участок между посёлками Большое Голоустное и Листвянка и начаты первые 1,5 км от Большого Голоустного в сторону мыса Роговик. Спасибо организаторам стройки и волонтёрам! От Большого Голоустного до посёлка Бугульдейка проходит дикая часть тропы с неявными вариантами прохождения и низким трафиком.

Названия объектов смотрел в Wikimapia, картах Генштаба, а также в отчёте (автор — Игорь Воронов), по которому собственно я шёл.

***

Мой маршрут: посёлок Бугульдейка — Бухта Песчаная — посёлок Большое Голоустное — посёлок Большие Коты — посёлок Листвянка (скачать трек).

Маршрут на космоснимках

Северо-восточная часть ББТ

1 октября

Трясусь в маршрутке, мёрзнут ноги в тонких штанах. Может, пора пожалеть себя, что так поздно выбрался на этот маршрут? Замёрзну и простыну, а ещё Байкал бродить. Водитель говорит, что вчера приехал в Бугульдейку уже в 11 ночи. Сегодня гонит. А я и не надеюсь приехать засветло. В Баяндае заезжаем на заправку и, без предложения перекусить, едем дальше. Дорога до Косой Степи мне известна, а что за поворотом — нет. Темнеет. Дорога вполне приличная. В маршрутке всего 6 пассажиров. На полпути до Бугульдейки есть посёлок, в котором выходят три человека. Дома тут своеобразные, вытянутые вверх. В Бугульдейку приезжаем совсем в темноте. Прошу водителя довезти меня до моста. Он не верит, что я пойду дальше пешком, а когда я ему сказал, что дойду до Листвянки за 5 дней, он вообще остался в вопросах и недоумении. Ладно, хоть кого-то повеселил перед дикой частью ББТ 😊

Топаю по дороге в полной темноте, слева светятся огни домов, а у обочины светятся глаза собак. Встречный ветер неприятно холодит. Придерживаюсь трека, так как есть развилки. Впереди мигают маяки. Постепенно дорога сворачивает вправо, и в какой-то момент слышится шелест волн, но в темноте не видно воды. На берегу — резиновая лодка, а справа — машина; вот и первые туристы 😀

Дорога быстро заканчивается и переходит в тропу по склону. Видно, что тропой активно пользуются коровы. Слева опять светятся чьи-то глаза. Добавляю света: лиса. Ок. Где-то недалеко должна быть полянка, а я всё иду по склону. Заглядываю в навигатор, прошёл стояку. Хм, казалось, слева обрыв. Опять светятся глаза, жутко. Подхожу ближе — это коровы типа спят, глядя в мою сторону. Пока видимая часть склона не показывает места под палатку. Где-то здесь должна быть археологическая стояка, шарю лучом фонарика, не видно. И вот берег выполаживается, сразу появляются самодельные скамеечки и столики. В Викимапии место называется "Муравьиная поляна". Втискиваю палатку между коровьих лепёшек. Набираю воду в две 1,5 л бутылки, чтобы утром вода была под рукой. Ем домашние заготовки — и спать. Ночью холодно, но у меня уже зимний спальник, а отверстие для дыхания в спальнике я закрыл куском материала Агрил. Без него горло может заболеть от холодного воздуха.

2 октября

Муравьиная поляна

Утром холод и ветер. Настроение совсем не боевое. Рассвет, ура 🙄 Резьба на бутылке заледенела. Варю чай — главное средство для сугреву 😀 Доедаю заготовки и собираюсь. Палатку легко срывает ветром, но я оттяжку намотал на запястье. Дурачусь палаткой, как воздушным змеем, настроение улучшается.

Палатки парус 😁

Постепенно теплеет, но я выхожу утеплённый.

Осеннее утро на ББТ

Впереди видны скалы, передо мной развилка.

Впереди скала, возможно, проходимая

Ухожу на склон и ... упираюсь в стадо коров. Коровы не могут или не хотят уползать по склону с моего пути, поэтому мне приходится самому сползать на берег.

Коровы захватили тропу

Возможно, по склону нет прохода, потому что дальше скалы, а внизу — прижим.

Первый прижим

За скалами тропа поднимается на пологий склон. Берег до мыса Красный Яр показался невыразительным, но красивым в плане осенних цветов.

Такой вот октябрь на ББТ

На одном из спусков к воде умываюсь.

Тропа часто даёт выйти на берег

По тропе много маслят и следов копытных. Совсем теплеет, я снимаю утепляющие слои и остаюсь в летней одежде.

Здесь много маслят

Неожиданно замечаю в воде большой валун с тремя нерпами, а вокруг плавают ещё несколько. Подкрадываюсь к ближайшему дереву и фотографирую.

Нерпятник 😳

Перед мысом Красный Яр тропа взлетает вверх над обрывом. Уже отсюда видно, что на мысу красивый пляж. Так же резко тропа спускается вниз и немного назад. Тут прекрасный песчаный берег с золотыми берёзами.

Красный Яр

Есть несколько оборудованных полян.

Внутри известного домика

По берегу выхожу к озеру. Есть подозрение, что озеро искусственное, в нём много брёвен. Спугнул несколько журавлей с перегнутыми шеями. Фотографирую.

Озеро на берегу озера

До пади Дыроватой иду по верхам, по паршивой тропе, а внизу — прекрасный пляж 🤪

Вид с верхней тропы, но, вроде бы, понизу тоже проходимо

Домики в пади Дыроватой

Ещё немного осенних пейзажей с губы Песочной

Вот и падь с "медведем" и красивой песчаной бухтой, но уже вечер и кадры получаются так себе.

Медведь приглашает вас к столу 😉

Губа Малая Песочная. Рай

Опять иду по тайге. С ветки на ветку перелетает большая сова. Скоро Харгино с лесником, и слышатся звуки. Опа! Это же изюбр или имитация охотниками. Выхожу к могиле перед спуском в падь. Слева видны дома, но какие-то они нежилые. Справа залаяла собака. Оп, и там дома.

Тут собачки нарушают тишину!

Вторая собака подхватила лай. Впереди широкий мост. Быстро прохожу его и, глядя в навигатор, выхожу на тропу к перевалу Пыхтун. Лесник всё же показался, но он слишком долго одевался 😀 Прохожу забор и скрученное дерево.

Не забывай, где ты находишься

Впереди перевал Пыхтун. Кто-то меня им пугал, но не этим меня надо пугать 😉 Валю в перевал, как по равнине. Лес редкий, был пожар, много бурелома. Тропа почти чистая, но только пешком идти. Выхожу наверх, там кусты и более таёжно. Темнеет. Решаю крикнуть для профилактики встречи с медведем. Неожиданно кто-то откликается. Хм. Кого ещё попёрло в перевал потемну? Но звук, вроде бы, вообще не с тропы 🤔 Опять кто-то крикнул. Непонятно. Раз на пятый я понял, что это изюбр, и он приближается, а я уже фонарик надел. Иду на спуск, а он где-то сзади орёт. Ладно. Ставлю палатку. Делаю все дела — и спать, а он так всю ночь и проорал. Ночью вообще выл. Видимо, во сне. Я уже поверил, что за ним волк пришёл, но с рассветом он оттаял и опять заорал, как положено озабоченному изюбру. А мне всю ночь казалось, что он всё ближе и ближе .... 😱

3 октября

Район бухты Песчаной

Утром оказалось, что из палатки не виден восход солнца, пришлось бегать между берегом и палаткой 😀

Рассвет в пади Сухой

В этой бухте очень красиво осенью на рассвете: красивые деревья, волны красиво накатываются на красивый песчаный пляж.

Справа — симпатичная скалка, слева — стандартная гора, теснящая пляж в Байкал. Следы на песке плохо различимы, я выделил след одного человека, коня и, видимо, оленей. По берегу разбросаны настилы под палатки, но в большинстве они перекошены.

Настил под палатку? Но как пришпиливать сюда оттяжки?

Есть столы и скамейки. А я, как обычно, один в этом раю 😊

Мои друзья в раю 😄

Выхожу на тропу, и скоро она вливается в основную. Тут неожиданно очередной перевал. Начинаются выжженные участки тайги, заросшие багульником (рододендрон Даурский).

Где-то слева красивый скальник

Солнце пытается заботливо согреть меня на подъёме. Слева замечаю скальник, мне его трудно разглядеть, потому что солнце прямо за ним. Фотографию скальника можно рассмотреть в отчёте Игоря. Из горельника тропа входит в сосновый бор и расширяется до автомобильной колеи — настоящий парк. Парк спускается к домикам в Сенной губе, и открывается степной простор на Байкал, с видом на мыс Большой Колокольный. Заботливое солнце, наконец-то, заставляет меня снять флиску.

Губа Сенная. За этим перевалом я ночевал

Из распадка вверх уходит несколько троп, которые сначала сходятся, а потом опять расходятся. Хм!? Возможно, верхняя — более безопасная, или вообще идёт в другое место, а вот левая начинает напрягать опасностью срыва, особенно потому, что взгляд прикован к необычному мысу.

Вид на мыс Большой Колокольный. Справа тропа 😱

Дальше склон выполаживается, слева обрыв, а тропа немного завалена буреломом. Не может же она быть основной? Перед первой красивой бухточкой ещё приходится попетлять по скальному склону, а тропа норовит замаскироваться под опавшей хвоей и сосновыми шишками. Выползаю на выступ скалы и снимаю несколько кадров. Всё, вниз! 🙃

Вовремя глянул в навигатор, мне налево, через бревно, а основная тропа уходит прямо. Вхожу в красивую бухточку. Байкал буйствует. Никак не могу выбрать точку съёмки, сейчас бы квадрокоптер запустить 🤔 Есть у меня мечта поснимать эти бухточки сверху. Почему-то кажется, что выйдут шикарные кадры.

Лезу наверх. Тут натоптано, как на Олхинских скальниках. Выхожу на мыс со скальниками. Ёу! Виды обалденные!

Прохожу мимо ещё одной красивой бухточки и мыса Дед и сразу попадаю в рай бухты Бабушка.

Бухта Бабушка

Это прекрасное место, и нет желания заменить сосновое обрамление на пальмовое 😌 Здесь множество скамеек и других сооружений из дерева, а я по-прежнему один. Никто не мешает полностью погрузиться в состояние умиротворения и красоты.

Поднимаюсь к скальнику мыса Большой Колокольный с целью сфотографировать бухту Песчаную, поэтому не ищу вариантов залезть на самый верх, а тропинок тут хватает.

Тропы мыса Большой Колокольный

Выхожу к останкам деревянной лестницы. Бросаю рюкзак в кусты и лезу вверх. Постепенно открывается панорама бухты.

Скала мыса Большой Колокольный

Снизу меня услышали собаки и нарушили тишину бухты — это собаки на метеостанции. Возможно, в сезон здесь и без них шумно, но, по-моему, они тут лишние.

Метеостанция и бухта Песчаная

Проверяю связь, есть голосовая Теле2. Выбираюсь на скалы и созерцаю всю бухту: большой песчаный пляж, зеленоватая вода и красивое обрамление бухты скальными мысами 😌 На заднем плане сереет выжженная тайга, такова плата людных мест. Спускаюсь к ходульным деревьям; думал, их будет больше. С детства мечтал их увидеть, когда разглядывал глянцевые открытки.

Ого!

База отдыха "Бухта Песчаная" порадовала возвращением в детство. Тут всё бережно сохранено с 80-х годов прошлого века.

База отдыха "Бухта Песчаная"

Эх 😍 Я попал в своё детство. На второй базе показался охранник, и я быстренько пошёл в следующую бухту, за мысом Малый Колокольный.

Вторая турбаза огорожена забором

Тут ветрено и тоже красиво.

Мыс Малый Колокольный

С этого места тропа постепенно начинает дичать.

Впереди уже показался Бакланий Камень

Ещё до мыса с видом на Бакланий Камень есть сносная тропа, а дальше, похоже, редко ходят.

Бухточка на мысе

p.s. 155 км насчитал сервис Strava. 151 км — по расчётам сервиса nakarte.me.

• Вторая часть отчёта тут.

• Алексей Казарин

И. Фефелов***журавлей с перегнутыми шеями

Значит, цапель.

Озеро естественное, лагунного типа. Строителем дамб там байкальский прибой работает.