Рано утром следующего дня, 12 августа, Александр подошел к моей палатке и сделал мне весьма заманчивое предложение: «А ты не хочешь составить мне компанию в восхождении на гору Жиму?» Немного поразмыслив, я ответил ему: «Собственно, я сегодня планировал отправиться в противоположном этой горе направлении — на мыс Хобой, но, в принципе, я располагаю достаточным количеством времени, и пару дней у меня найдется в запасе». Но, вначале, мне необходимо было на время оставить бо́льшую часть своих вещей, взяв с собой лишь самое необходимое. Александр предложил зайти в домик для туристов в поселке, где он и оставил свои вещи у начальника этой базы, который является также и директором действующей метеорологической станции неподалеку от поселка. По дороге я поинтересовался у него, почему он один туда не хочет идти? Он ответил: «По словам начальника этой туристической базы, в основном, на эту гору не ходят через тайгу от поселка Узуры, а, как правило, нанимают катер, который довозит туристов до мыса Ижимей, а там уже можно спокойно дойти до вершины. В прошлом году был случай: группа французских туристов, отправилась туда через тайгу и заблудилась, после поисковая группа разыскивала их несколько дней. Тайга – непредсказуема и люди в ней пропадают нередко, а уж одному по ней ходить – вообще опасно!» Следует заметить, что тропа к горе Жиме от поселка Узуры есть, и она проходит вдоль восточного берега, но это я узнал уже гораздо позже. От поселка до вершины горы более 10 километров.

Когда мы пришли на туристическую базу, нас встретил начальник и представился Юрой. В гараже, в кузов его машины, мы сложили свои вещи. Александр взял с собой лишь палатку, которая была легче моей, спальный мешок, газовую горелку, пару пакетов супа и немного крупы. Я же взял с собой спальный мешок, теплую одежду, посуду, штатив и фотоаппарат. Юрий на последок предупредил нас, что со стороны восточного берега на вершину горы Жимы есть две тропы: первая более длинная и пологая, вдоль Пересохшего ручья, но по которой уже давно никто не ходил; а до второй необходимо еще дойти на катере, т.к. она начинается на следующем мысе немного южнее, тропа там хорошо уже протоптана. К югу от мыса Ижимея, возвышается отвесный участок скалы с очень неустойчивыми камнями, по ней подниматься без страховки опасно, хоть может и показаться, что это более короткий путь до вершины. Мы поблагодарили Юру за дельные советы и сказали, что вернемся через 2 – 3 дня.

Наш путь начинался около поворота дороги к поселку Узуры, и троп там никаких не было, разве что только оленьи, и то, которые повстречались нам после подъема по склону горы Раба, высота которой 762 м.
Вид с Горы Рабы
Углубившись в тайгу, мы отыскали оленьи тропы и решили придерживаться их, они совпадали с необходимым нам направлением, показанным по GPS-приемнику. Через пару сотен метров оленья тропа стала неожиданно то пропадать, то появляться вновь. Приходилось прорубаться через стланик и кустарник, следуя маршруту, что занимало значительное количество времени и сил, до тех пор, пока не появлялась другая оленья тропа, совпадающая с необходимым нам направлением.
Сосна у края

К вечеру того же дня, мы дошли до обрыва за которым в 3 км начиналась гора Жима. Спуститься напрямик вниз не представлялось возможным и нам пришлось идти в обход, на что ушло дополнительное время. Обойдя обрыв, мы спустились вниз, далее вновь предстоял подъем, но уже более сложный – на гору Жиму.

Солнце начало садиться, подниматься на вершину горы не было смысла, и мы решили отложить подъем на следующий день. А сейчас предстояло подыскать место для палатки и лечь спать. А т.к. мы были в глубине тайги, и поблизости не было водоемов, я предложил повернуть на восток и дойти до берега Байкала, до которого было около трех – четырех километров. Тогда у нас была бы возможность утолить жажду и приготовить пищу. На что мой спутник ответил, что человек способен выжить без воды трое суток, к тому же, здесь где-то неподалеку должен находиться Пересохший ручей, в котором, наверняка, есть вода. «Кто бы спорил, – заметил я, — возможно, человек и способен выжить трое суток без воды, но все зависит от условий, в которых он находится и его состояния, а нам, собственно говоря, для преодоления этого пути потребовалось немало физических усилий. Пересохший ручей же носит такое название неспроста, видимо, вода в нем бывает лишь в один из сезонов, возможно, при таянии снега, но явно не в середине августа, который обычно бывает засушливым в этом районе». Поэтому я счел, все же, что будет правильнее повернуть к Байкалу, где мы сможем набрать воду, чем в надежде найти этот Пересохший ручей, и после, не обнаружив в нем ни капли воды, повернуть обратно. Но мой спутник, прищурив один глаз, посмотрел на меня и с ухмылкой произнес: «Что я слышу? На корабле бунт?!» И добавил: «Давай все же найдем этот ручей, тем более, что он где-то здесь, неподалеку, а если, спустя немного времени мы не сможем его отыскать, то будь по-твоему – повернем к Байкалу». Что ж, я согласился, и мы продолжили путь в сторону предполагаемого ручья. Через некоторое время мы наткнулись на его русло, все поросшее травой. «Что ж, ручей, оправдывающий свое название, мы нашли, думаю, пока еще не совсем стемнело, может быть стоит повернуть в сторону Байкала» – заметил я. Но Александр настаивал: «Давай, все же, поднимемся еще выше, к истоку ручья, может там еще осталась вода. Да, и к тому же, Юра рассказывал, что в таких условиях необходимо искать т.н. копытце. Сюда наведываются олени — вон, сколько их троп вокруг, а они-то, наверняка, смогли найти в нем воду, нужно искать копытце вблизи больших камней». И действительно, вскоре мы нашли большой валун, а рядом с ним в яме была вода, правда, недостаточно чистая и вряд ли пригодная для питья. У Александра были с собой пара пластиковых бутылок. Профильтровав от крупного мусора через майку набранную воду, мы наполнили емкости. Но, после, мы решили прокипятить эту воду на горелке, во избежание отравления или каких-либо кишечных заболеваний.

Александр сообщил мне также, что где-то здесь неподалеку от истока ручья должен находиться брезентовый навес, установленный Юрой. Он добирается на катере, потом идет вдоль русла этого ручья к его истоку, где собирает ягоды, а навес служит ему защитой от дождя. В нескольких сотнях метрах к северо-востоку от ручья мы приглядели полянку, на которой и решили заночевать. Пока Александр кипятил воду на горелке, я установил палатку и решил набрать ягод, их здесь было невероятно много. Пройдя еще сотню метров на восток в сторону побережья, я вдруг увидел брезентовый навес, про который рассказывал Александр. С полной кружкой ягод я вернулся к месту нашей стоянки. Александр, приготовил в кастрюльке еду, одна бутылка воды полностью ушла на приготовление пищи, вторая — оставалась для чая. Когда всё было готово, Александр позвал меня к нашему скромному столу. Попробовав приготовленный им суп из пакетика, и ощутив на языке явный пересол, не глотая с полным ртом, я повернулся к нему и посмотрел на его лицо, он также, с полным ртом и с удивленными взглядом, смотрел на меня. Как по команде, мы одновременно сплюнули содержимое в сторону. Придя в себя, я произнес: «Александр, ты не говорил мне, что ты гурмэ, не поделишься ли рецептом приготовленного супа, если, конечно, его можно так назвать?» Александр, не знал что ответить, да и он сам был удивлен. Он взял использованный им пакетик от этого супа, и тут: «О, эврика!» Все стало ясно: на пакетике, с лицевой стороны, большими буквами было написано: «На 2,5 литра». От щедрости Александр высыпал все содержимое этого пакетика в кастрюльку и залил лишь половиной литра воды, отсюда и непередаваемый вкус этого блюда. Осознав свою ошибку, он решил исправить приготовленное им блюдо, добавив в кастрюльку гречку. В итоге суп-каша стал мало похож на еду. Ополоснув кастрюльку и немного добавив в нее воды из второй бутылки, мы вскипятили в ней воду для чая, и чтобы было вкуснее и питательнее, я высыпал в нее свежих таежных ягод. Выпив чай, мы отправились в палатку на боковую, решив встать рано на рассвете и дойти до вершины горы.

На следующий день, 13 августа, мы поднялись с первыми лучами солнца. В то время пока Александр собирал палатку, я решил набрать неподалеку ягод. Нужно было позавтракать, и я поставил миску с собранными ягодами на горелку. От нагрева ягода дала сок. По мере проседания ягод, я добавлял в миску понемногу ягод. Через несколько минут, отвар был готов, и мы позавтракали, честно сказать, получилось довольно-таки вкусно. Собрав свои вещи, мы отправились в путь, было решено заглянуть по дороге к тому валуну, что на Пересохшем ручье, и набрать с собой воды в бутылки. Пройдя пару километров, мы оказались у подножия горы Жимы. Теперь предстояло восхождение на ее вершину. Но тут нас ожидал неприятный сюрприз: перед нами на склоне горы, вплоть до самого ее верха, был лесоповал.
Дорога с вершины горы Жимы
Возможно, зимой обильный снег и сильный ветер повалили деревья. Обойти поваленные стихией стволы не представлялось возможным, т.к. этот лесоповал растелился на многие километры (в приделах видимости все деревья были повалены). Деревья растут в таежных лесах близко друг к другу, и при таких обстоятельствах падают друг на друга. Мы решили идти вверх по склону горы до вершины по стволам этих деревьев. Когда заканчивался один ствол необходимо было перепрыгивать на следующий и т.д. Идя по стволам, важно было сохранять равновесие, но с рюкзаком за спиной – это совсем непросто. Кроме того, стволы деревьев были неровными и скользкими после дождя и, к тому же, раскачивались при перемещении по ним — можно было запросто соскользнуть со ствола. Они лежали друг на друге на высоте, порой, 1,5 – 2 метра от земли. Над землей повсюду торчали острые сухие сучки, расположенные перпендикулярно стволу дерева. Это означало, что при случайном падении можно было получить очень серьезные травмы.

Когда мы достигли высоты в 900 м, вдалеке показался дым, идущий откуда-то из тайги с западной части острова. Ветер был не в нашу сторону, и мы продолжили движение к вершине. Буквально еще через несколько десятков метров, мы увидели, чуть выше нас в стороне, маячащий рюкзак желтого цвета. Александр окликнул взбирающегося путника — им оказался молодой человек. В свою очередь, я крикнул незнакомцу, что буду ждать его на скалистом выступе, на котором не было деревьев, что давало нам возможность сделать небольшой привал. Молодого человека звали Володей, и он рассказал нам, что в начале, как и я, путешествовал с группой, но потом они разошлись, и теперь он ходит один. Володя шел вчера весь день и к вечеру встал на стоянку у подножия горы, а утром решил продолжить путь к вершине. Позже, мы втроем продолжили путь к вершине, до которой оставалось чуть менее 300 метров, но которую пока еще не было видно. Через несколько сот метров лесоповал закончился и начался редкий лес, через который можно было уже свободно идти. С этого места склон становился более пологим. Вскоре этот лес закончился и начался стланик, и когда мы его прошли, наконец, показалась вершина. Вдохновленные желанным финишем, мы прибавили ходу. Дойдя до цели, мы увидели столб, поставленный на самой вершине и укрепленный камнями. Весь он был украшен многочисленными ленточками разного цвета и размера. Вокруг столба на камнях были разбросаны монеты разных стран и времен. Как я и писал выше: такие места являются почитаемыми среди местного населения, о них слагают мифы и легенды. Здесь устанавливаются ритуальные сооружения – «Сэргэ». И люди сюда приносят дары. Более того, в таких местах, необходимо, вести себя максимально сдержанно и учтиво. Нарушение спокойствия сакрального места грозит обернуться бедами (http://www.iloveburyatia.ru/2011/06/blog-post_599.html).

Вид с вершины легендарной горы Жимы
Александр предложил отметить чаем наше удачное восхождение на вершину, как и встречу трех туристов-одиночек в столь необычном месте. Я и Володя согласились с его предложением, тем более что все трое уже промокли, т.к. еще с утра накрапывал дождь, а кружка горячего чая была бы весьма кстати. Выпив чай, и немного отдохнув на вершине горы Жимы, ребята решили спускаться вниз и ставить палатки, а уж в палатках согреться и просохнуть. Я же принял решение еще остаться на вершине, т.к. хотел дождаться момента, когда рассеются тучи и сделать снимки острова с этой вершины. Опыт укрываться в одиночку в горах от дождя и грозы у меня уже был, если вдруг случится, что гроза настигнет меня здесь. Александр, Володя и я сфотографировались на память на вершине горы. Напоследок я попросил Александра разбить палатку в том месте, где была наша прошлая стоянка, неподалеку от того Пересохшего ручья и брезентового тента Юры. Я же отметил точку нашей стоянки в своем GPS-приемнике, и смогу отыскать стоянку, даже если стемнеет.

Вскоре погода ухудшилась, дождь не прекращался, и стало холодать. Вдалеке послышались раскаты грома. Чтобы молния не попала в меня (я находился на самой вершине), пришлось спуститься немного ниже, а под одним из поваленных деревьев я спрял рюкзак и штатив. Сам же с фотоаппаратом, упакованным в гермомешок, вернулся на вершину, и тут заприметил небольшой каменный навес, под которым можно было бы укрыться от дождя.
Магия Жимы
Неподалеку от вершины я увидел между камнями сложенную клеенку, возможно, оставленную когда-то туристами, и решил воспользоваться ей. Забравшись под каменный выступ и укрывшись клеенкой от дождя и ветра, я стал согреваться, а вскоре меня начало клонить ко сну. Но я сидел на отвесе, а подо мной находился крутой склон, засыпать было опасно, можно было легко упасть с этого выступа, потеряв равновесие. Приходилось по-разному бороться со сном. Сидя на вершине, я испытывал амбивалентные чувства: каждые полчаса я смотрел на часы – время невыносимо тянулось, а с другой стороны – эта вершина притягивала меня своей необыкновенной красотой, отсюда был виден весь остров, и хотелось еще немного побыть здесь. Я был один и не с кем обмолвиться словом, хотя бы даже взглядом. Единственным твоим собеседником становился ветер. Слышалось каждое его дуновение, и невольно я ловил себя на мысли, что он что-то нашептывает мне на ухо, и от этого еще больше клонило в сон.

Прошло немало времени, и было уже около девяти часов вечера, но погода так и не изменилась: небо по-прежнему было затянуто тучами, правда, дождь прекратился. Поскольку я решил добраться до стоянки еще засветло, а на это могло уйти несколько часов, мне предстояло без промедления начать спуск, не сделав желаемого снимка. Свернув аккуратно клеенку, я положил ее туда, откуда взял. По пути я забрал свой рюкзак. Спустившись к подножию горы, я направился к лагерю. Когда лесоповал был уже пройден, начало темнеть, но без особых проблем я нашел Пересохший ручей, а от него по GPS-приемнику пришел к месту, где была наша предыдущая стоянка. Вот только своих спутников я на ней не встретил. Вместо них я обнаружил пакетик от быстрорастворимого супа, надетый на стоящую неподалеку палку, которую использовал Александр при восхождении. Это был один из тех пакетиков, который использовал Александр при приготовлении еды. Пакетик, по-видимому, был для меня знаком, оставленный моими друзьями, что они где-то неподалеку. Я решил пойти по направлению к брезентовому тенту Юры, и вскоре я увидел, что стоят две палатки, рядом сидят мои друзья и о чем-то беседуют. Тихо подойдя к ним, я произнес: «А вечеринка тут проходит? У меня есть пригласительный билет!» И показал им тот самый пакетик от супа, снятый с палки на предыдущей стоянке. Они рассмеялись и протянули мне горячую чашку чая. Выпив чай и согревшись, я рассказал им о более короткой, но, более опасной дороге с вершины, которой я сюда и дошел. Мы поболтали о проведенном дне, но было уже совсем темно и мы отправились спать, договорившись утром следующего дня идти обратно в поселок Узуры.

Утром, 14 августа, мы встали около семи часов и приступили к сборам. Я предложил своим друзьям идти в поселок не через тайгу, а начать движение вниз к Байкалу вдоль русла Пересохшего ручья, а дойдя до Байкала, идти вдоль берега. Потом от мыса, скалы которого глубоко уходят в воды Байкала, мы поднимемся в тайгу, а дальше продолжим путь, пока не дойдем до поселка Узуры. Володя и Александр согласились с моим предложением. Мы решили не тратить время на завтрак, а подкрепиться, когда доберемся до берега Байкала, а там и с питьевой водой не будет проблем.

Пройдя несколько километров по руслу Пересохшего ручья, мы натолкнулись на останки оленя.
И пуля вышла из ствола по приказу палача
Приглядевшись, я заметил, что кожа в верхней части черепа вблизи рогов была срезана, что свидетельствовало о бездушной деятельности браконьеров в здешних местах. После, сделав несколько фотоснимков найденных останков оленя, я решил об этом случае рассказать Юре, чтобы он по возможности привлек к ответственности злостных нарушителей и истребителей фауны Ольхона.

Мы шли вдоль русла ручья к Байкалу. Тучи на небе постепенно расходились, и сквозь них стали видны просветы голубого неба, что, в свою очередь, поднимало нам настроение. И вдруг, мы оказались на краю обрыва, здесь след Пересохшего ручья пропадал. Неподалеку мы обнаружили бревенчатую лестницу, ведущую книзу обрыва. Правда, на ней не хватало нескольких ступенек, тем не менее, другого пути у нас не было.
Лестница не для карьеристов
Спустившись по одному, мы продолжили путь к берегу Байкала, к мысу Ижимею.

На мысе Ижимей мы увидели сооруженную из бревен стоянку. Здесь мы и сделали привал, приготовили пищу и обсудили дальнейший план наших действий. Тучи уже почти рассеялись, и я был намерен совершить свое повторное восхождение на вершину горы Жимы все с той же целью: сделать снимки в безоблачную погоду. Я сказал своим спутникам, что они могут возвращаться в поселок Узуры, а я один поднимусь на вершину горы. Александр сказал Володе, что тот может идти до поселка Узуры, а он сам останется на этом привале дожидаться моего возвращения с горы. На том и порешили. Володя пообещал, что будет ждать нас в поселке.

Взяв с собой фотоаппарат и штатив, а остальные вещи, оставив на стоянке, я отправился на вершину, но уже другим путем, нежели в первый раз. Я вспомнил слова Юры, что чуть южнее мыса Ижимей есть очень отвесная скала, и хоть этот путь на вершину горы Жимы покажется намного короче, тем не менее, он является наиболее опасным. Я решил сам оценить, насколько он опасен, и если это окажется действительно рискованным мероприятием, то я поверну обратно. Пройдя пару километров по склону и оказавшись на высоте более 900 м над уровнем моря, я увидел перед собой отвесные скалы, конечно, их можно было бы обойти, снизив риск, но в данном случае это заняло бы очень много времени, чего я себе позволить не мог.

Неожиданно подул сильный ветер, тучи вновь сомкнулись, и полил дождь. Ветер стал для меня серьезной помехой. Сила его была такова, что мне трудно стало держаться на скале, казалось, как будто ветер хотел сорвать меня со скалы. Во избежание неприятностей, я вынужден был прервать восхождение и повернуть обратно. К тому же, тучи уже плотно закрыли все небо. Продолжать движение на вершину не имело никакого смысла.

Я вернулся к привалу, где ждал меня Александр. На часах было уже 4 после полудня. Прежде чем отправиться в поселок, я с большим удовольствием выпил кружку горячего чая, которую приготовил специально для меня Александр. Было решено придерживаться восточного берега Ольхона. Пройдя мыс Ижимей, мы попали на мыс Шунтэ-Правый, где обнаружили оборудованные стоянки. Вдруг мой взгляд привлек вид больших камней, уходивших в пучину вод Байкала, делая берег практически неприступным. Волны Священного моря набегали на берег и отчаянно разбивались о камни. Я решил воспользоваться этим моментом и сфотографировать их.
Неприступный берег
Закончив фотосъемку, мы отправились дальше. В конце мыса путь наш преградили, начинавшиеся где-то глубоко в холодных водах Байкала, скалы, и нам ничего не оставалось, как начать восхождение по склону вверх на высоту 700 – 800 м. Мы начали подъем и обнаружили русло еще одного пересохшего ручья. Однако этот склон был круче предыдущего, поэтому подниматься по руслу было невозможно. Мы стали искать варианты. Спустя некоторое время, Александр сказал, что будет забираться по склону не по прямой вверх, а чуть в сторону по направлению к поселку Узуры, так он сможет быть на верху быстрее. Я же решил придерживаться показаний GPS-приемника, на котором был отмечен другой путь, тот, по которому мы шли по тайге по направлению к горе Жиме. Тут наши пути разошлись.

Я поднялся на необходимую высоту и, оказавшись в тайге, свернул по тропинке по направлению к поселку Узуры. Вскоре, сквозь деревья показался алый закат солнца, и я стал сожалеть, что в этот момент нахожусь здесь, в тайге, в нескольких километрах от восточного побережья острова, среди высоких, заслоняющих небо своей могучей кроной деревьев и труднопроходимого кустарника, а не на вершине горы Жимы. Какие чудесные фотографии на этом прекрасном закате солнца могли бы получиться! Несмотря на чрезвычайные трудности, мне следовало во второй раз дойти до вершины горы Жимы и остаться на ней. Но, к сожалению, теперь нет времени возвращаться, да и солнце не будет ждать, покинет небосвод еще до моего спуска. Ну что же, необходимо было идти дальше.

Когда я дошел до поселка Узуры, солнце уже давно село и было уже около часа ночи. Огни поселка были как маяки, указавшие мне нужное направление. Вскоре я начал медленный спуск к поселку со склона горы Раба. Спускаясь вниз, я знал, что где-то здесь на склоне должна находиться палатка Володи. Проходя по склону, я вдруг заметил одиноко стоящую палатку, точь-в-точь как палатка Володи. Подойдя поближе, я негромко спросил: «Володя?» И услышал знакомый голос. Володя был рад меня видеть. Я рассказал ему, что с Александром мы разошлись на подъеме в конце мыса Шунтэ-Правого. На всякий случай я отметил точку на карте GPS-приемника, где последний раз его видел, и если к утру он не вернется, то я сообщу об этом Юре, и мы вместе пойдем его искать. Сейчас уже поздно, темно и я устал, в такое время суток нет смысла начинать поиски. Я думаю, что, скорее всего, Александр встал на ночевку в тайге, ведь у него при себе была палатка. А сейчас мне необходимо зайти к Юре на туристическую базу и забрать свои вещи. Вернувшись от Юры с вещами, я вскипятил воду для чая, а после пошел ставить свою палатку недалеко от палатки Володи.

Утром, 15 августа, в районе девяти часов я услышал знакомый голос Александра: «Эй, ребята, хватит спать, пора вставать! Я пришел, я вернулся!» Я выглянул из палатки и поприветствовал Александра, я был рад его приходу, и сказал, что накануне вечером принял решение утром отправляться на его поиски. Он пояснил, что не смог вчера дойти до поселка и решил заночевать в тайге. Утром в поселке Узуры он первым делом заглянул к Юре и заказал баню на час дня. Александр предложил и нам пойти с ним в баню. Что ж, мы согласились, но сначала решили позавтракать.

Хорошо попарившись в бане, мы стали обсуждать план наших дальнейших действий. Александр сказал, что хотел бы отправиться на юг острова, а т.к. у него билет на самолет из Иркутска до Питера 19 числа этого месяца, он ограничен во времени и предложил от поселка доехать на Уазике до Хужира, а там взять в службе проката велосипеды. «Хорошо, будь по-твоему, я составлю тебе компанию на юг острова, тем более что у меня есть подробная карта Ольхона в GPS-приемнике, но только если это займет, действительно немного времени. Дело в том, что в мои планы не входило путешествие на юг острова, более того я собирался продолжить свое путешествие на север Ольхона, на мыс Хобой» – сказал я ему и взглянул на Володю, ожидая его ответа. «Ну, что ж, я готов составить вам компанию, хотя у меня также мало времени: мой поезд из Иркутска до Москвы отправляется также 19 августа, а я хотел еще сходить с местными рыбаками на ночную рыбалку, чтобы научиться ставить сети» – ответил Володя. Александр предложил сегодня отправить Володю на Уазике до Хужира, тогда ночью он смог бы отправиться на рыбалку, а завтра мы прибудем в Хужир, а после поедем на юг Ольхона все вместе. Что ж, так и договорились.

Через час подъехал Уазик, в котором как раз было одно свободное место, кроме того, водитель сам оказался из местных, и был не против помочь отправить нашего спутника со знакомыми ему рыбаками на ночную ловлю. Мы договорились на следующий день встретиться у скалы Шаманки, что неподалеку от поселка Хужира. Сегодня же я планировал забраться на гору Толгой, дорога на которую начинается в поселке Узуры, что не должно было занять много времени, к тому же по высоте гора менее 700 метров. Я хотел дождаться заката солнца, возможно, он будет таким же, как и вчера – алого цвета, и я смог бы сделать желаемые снимки. Оставив с Александром все свои вещи, взяв только самое необходимое для фотосъемки, не теряя времени, я отправился на гору.

До вершины горы от поселка Узуры вилась хорошо утоптанная тропа, по которой без особых усилий я довольно-таки скоро поднялся на самый верх. До заката у меня оставалось еще пару часов, и я решил пройтись по хребту горы, чтобы выбрать более удачный ракурс для будущей фотосъемки. Мне приглянулись там несколько мест. Я установил штатив и закрепил на нем фотокамеру, оставалось лишь дождаться захода солнца. Но, к сожалению, на небе все еще оставались тучи, закрывающие солнце. Тем не мене, я не терял надежды, что они хотя бы разойдутся, и сквозь них будут видны лучи солнца на закате. Я расположился рядом с установленным штативом, дожидаясь подходящего момента для снимка. Вдруг вдалеке я увидел группу туристов, поднимающихся по склону в мою сторону. Когда группа приблизилась, я разглядел среди них знакомое мне лицо. Один молодой человек из этой группы поинтересовался у меня процессом фотосъемки. Я ответил, что об этих и других местах на Байкале узнал на сайте www.nature.baikal.ru из отчетов и описаний Вячеслава Петухина. Ребята заулыбались. «Вот это и есть Вячеслав Петухин!» — сказали ребята, показывая на скромно стоящего чуть в стороне человека со знакомым мне лицом. Я был искренне удивлен и рад, т.к. Вячеслава я знаю заочно по его фотографиям и отчетам, и благодаря которым я решил посетить одно из прекраснейших мест на Земле. Мир тесен! Спустя несколько лет мне удалось посетить Байкал и встретить человека, вдохновившего меня своими работами на это путешествие. Об этой встрече я даже мечтать не мог!

Тучи не рассеялись и начало темнеть. При спуске с горы Толгой я беседовал с Вячеславом, попросив его рассказать мне о наиболее удачных местах для фотосъемки на Ольхоне и в Приольхонье. Вячеслав с ребятами остановились также в палаточном лагере в поселке Узуры, и он пригласил меня утром заглянуть к ним с картой, на которой он все и покажет. Я пообещал обязательно прийти утром и отправился к месту, где оставил своего спутника.

На следующий день, 16 августа, еще до рассвета я решил с первыми лучами солнца подняться на гору Толгой и, учитывая, что это восточный берег Ольхона, то с нее должен быть виден рассвет. Находясь на горе Толгой, я смогу сделать снимок противоположной ей горы Рабы в лучах восходящего солнца. Несмотря на то, что тучи немного рассеялись, к сожалению, недостаточно для того, чтобы получить интересующие меня снимки. Тем не менее, я сделал пару кадров, но уже внизу с причала, а после отправился к своей палатке. Собрав свои вещи, я пошел к стоянке Вячеслава. Он и одна милая девушка из его группы рассказали мне о местах лучших для фотосъемки, отметив мне их на карте. Я поблагодарил их и поспешил к ожидающему меня спутнику.

Спустя время подъехало пару микроавтобусов, в одном из которых оказалось только одно свободное место. Я посадил Александра и сказал, чтобы в Хужире он нашел Владимира и ждал меня вместе с ним. «Я же приеду ближайшим рейсом, в котором найдется свободное место, если до вечера я не появлюсь в назначенном месте, то на следующий день я продолжу путешествие на север острова, на мыс Хобой. Вы тогда отправляйтесь на юг Ольхона вдвоем без меня» — добавил я напоследок.

Только через пару часов подъехал Уазик, в котором оказалось свободное место. Я сел в него. Мимо в окнах проносились те места, которые мне были уже знакомы. Когда то здесь я был со своими друзьями, которых в начале этого месяца проводил в столицу из Иркутска; с которыми было приятно проводить время, а сейчас мне их действительно не хватало, и мне немного взгрустнулось.

Вскоре я прибыл в Хужир и направился в условленное место моей встречи с Александром и Владимиром. Около кафе меня вдруг окликнул знакомый голос – это был Володя. Я зашел в кафе и сел к ребятам за стол и расспросил Володю по поводу его ночной рыбалки. Со слов Владимира, улов не удался: поймали всего десять килограмм рыбы и много тины. Наверное, причина такого улова либо в неудачном месте ловли, либо в неумении ставить сети. А может быть и в том, и другом. И все же, рыбаки отблагодарили Владимира за содействие в рыбной ловле, подарив ему десяток пойманных омулей. Александр сказал нам, что он снял номер в местной гостинице, и мы могли бы оставить у него в комнате свои рюкзаки, а после и переночевать там. Мы согласились. Тогда Александр попросил нас зайти с черного хода, чтобы нас не видели, а после сам взял у нас наши рюкзаки и отнес их в свой номер. Когда он вернулся, я сообщил ему, что этим вечером на закате отправляюсь фотографировать скалу Шаманку. Александр и Владимир решили ожидать меня в кафе при той же гостинице. На этом мы попрощались, и я отправился на мыс Бурхан выбирать ракурс для будущей фотосъемки скалы, являющейся символом Ольхона.

Наконец мне повезло, вечер был выбран для фотосъемки весьма удачно: стояла безветренная и безоблачная погода. Найдя наиболее удачное место, я стал ожидать заката солнца. Когда солнце начало садиться, ко мне подошли Александр и Володя и предложили сделать совместную фотографию на закате на фоне скалы Шаманки и мыса Бурхана. Сделав снимок, я сказал своим друзьям, что мне еще понадобиться некоторое время, чтобы закончить фотосъемку.
Мыс Бурхан на закате дня
Я договорился с Александром и Володей, что они будут ждать меня в кафе у гостиницы, и мои спутники ушли.

Закончив фотосъемку и сложив оборудование, я направился в кафе, в котором меня ожидали мои спутники. Подаренную Володе рыбу они отдали шеф-повару этого заведения, который согласился приготовить ее по своему фирменному рецепту. Омуль оказался очень вкусным. Мы еще посидели за столом немного, разговаривая обо всем и, в тоже время, ни о чем. Было уже поздно, а завтра нужно было рано вставать, и мы отправились в номер к Александру.

17 августа мы проснулись рано с первыми лучами солнца. Рассвет нового дня был поистине изумителен, хоть ночью и принесло тучи, но солнце окрасило их в серо-алые тона. Володя и я собрались и потихоньку, чтобы нас не заметил администратор, вышли с черного хода по направлению к площади. Мы расположились на скамейке, и стали кипятить воду для чая.

Спустя некоторое время к нам присоединился Александр, мы выпили лишь чай, а поесть решили тогда, когда доберемся до предполагаемого места. Мы направились в ближайший пункт проката велосипедов, но там нам отказали, сославшись на то, что после дождя, который прошел этой ночью, дорогу размыло, а, следовательно, велосипеды придется долго отмывать от грязи. Тогда мы обратились в другой пункт проката, в котором нам согласились дать велосипеды, и которые, надо заметить, по качеству были немного лучше, чем в предыдущем пункте. Я выбрал себе велосипед, проверил натяжение и предельный люфт цепи – всё было в пределах нормы. Тормоза также отвечали своему основному назначению, чего нельзя было сказать о покрышках, которые были почти лысыми. Кстати, шлемов в этом пункте проката не оказалось. В администрации пункта проката велосипедов нам позволили оставить у них лишние вещи. Мы взяли с собой самое необходимое, за счет чего наши рюкзаки заметно «похудели», скинув почти половину веса.

Выехав с пункта проката, я сообщил своим спутникам, что мне необходимо заехать здесь к одной знакомой, чтобы отдать ей один из аккумуляторов на подзарядку. Мои спутники согласились, и я подъехал к дому Галины, оставив у нее аккумулятор с подзаряжающим устройством, и еще прикупил молока для себя и своих товарищей. Она пожелала нам удачи. И мы отправились на юг острова.

Вначале мы планировали путь к озеру Шара-Нур, но после, решили оставить его напоследок, а начать с южных мысов острова. Мы ехали по центральной дороге Ольхона, погода была пасмурная и туманная, передвижение представлялось опасным. Мимо нас проезжали машины на большой скорости, а, учитывая разбитость и размытость дороги, их тормозной путь значительно увеличивался. Было решено свернуть на туристическую тропу, которая идет по холмам вдоль берега. Тропа была усложнена подъемами, что, несомненно, сказывалось на скорости нашего передвижения. На очередном из холмов я слез с велосипеда, чтобы свериться с показаниями GPS-приемника, посмотреть пройденное расстояние и оценить скорость прохождения пути с тем, что нам еще оставалось до цели. После вновь я сел на велосипед и направился дальше.

Далее (Эпилог)

«Давай, все же, поднимемся еще выше, к устью ручья, может там еще осталась вода.

Выше обычно бывает исток, а не устье:)
05.11.2012, 21:03:20 |
Александр БоровковЕвгений, спасибо за поправку, конечно, исток. По-видимому, я не заметил опечатку.
06.11.2012, 02:17:46 |
Евгений РензинАлександр, извините за занудство, но боюсь, что у вас тут ещё одна ошибка.

я увидел перед собой отвесные скалы

Дело в том, что почему-то очень часто отвесными скалами называют всё, что угодно. Например, в отчёте одного офроодклуба было написано (и даже потом в печатный журнал попало), что они на автомобилях поднимались по отвесным не то скалам, не то склонам. Между тем, абсолютно ясно, что в самом жутком случае, круче 45 градусов у них там быть не могло. Да и 45 — очень вряд ли. А отвесные скалы — это даже не вертикальные. Отвесные — это когда отвисает, т.е. больше 90 градусов.
И вот я что-то сильно сомневаюсь, у вас там действительно были участки именно отвесных скал? Может быть просто крутые?
06.11.2012, 09:27:42 |
И. ФефеловНет, "отвесные" приложительно к вертикальным будет правильно. Ср. собственно слово "отвес" — который и придуман для того, чтобы вертикально висеть. Совсем не обязательно с уклоном более 90.
06.11.2012, 09:46:25 |
Sergey VНадо же, какие бывают совпадения. Вечером 15 августа 2009 года мы выехали из Хужира и к ночи попали таки в Узуры, благодаря Жене Рензину.
16 к вечеру были в Хужире и в одно и то же время фотографировали закат у мыса Бурхан. Я помню группу фотографов, поджидавших момента для заветного кадра. 17 августа мы ездили на оз. Шара-Нур. Могли бы встретиться там.
Собственно, здесь подробнее о нашем маршруте — http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=319

Жаль что так все у Вас тогда закончилось.
Здоровья Вам Александр, и конечно еще побывать на Байкале.
06.11.2012, 10:13:32 |

И. Фефелов: Нет, "отвесные" приложительно к вертикальным будет правильно.

Посмотрел в Вики, оказывается, только вертикальный и является отвесным. Интересно, как тогда называть скалы с углом больше 90 градусов?

Sergey V: Надо же, какие бывают совпадения.

А вы, Сергей, кажется видели Александра утром в Узурах. Он подходил буквально на пару минут. Мы же встретились с ним накануне, ещё до вашего приезда.
06.11.2012, 11:20:40 |
Игорь Клименко

Евгений Рензин: Интересно, как тогда называть скалы с углом больше 90 градусов?

В альпинизме — отрицательные
06.11.2012, 11:29:57 |
Елена

как тогда называть скалы с углом больше 90 градусов?
[cite;250030;06.11.2012, 11:29:57;Игорь Клименко]
В альпинизме - отрицательные

Это не скалы отрицательные, а угол подъёма на скалу, ведь так?
06.11.2012, 15:26:40 |

Елена: Это не скалы отрицательные, а угол подъёма на скалу, ведь так?

Угу. И не склон крутой, а угол подъёма на него:)
06.11.2012, 16:24:40 |

Елена: угол подъёма на скалу

Обычно говорят так: "скалы с отрицательным углом наклона (уклона)".

Евгений Рензин: И не склон крутой, а угол подъёма на него

Не, углы бывают тупые (или острые). А крутые — это те, кто лазит по скалам.
06.11.2012, 17:02:32 |

Вячеслав Петухин: А крутые - это те, кто лазит по скалам.

06.11.2012, 18:42:25 |
Александр БоровковSergey V, спасибо за сочувствие и пожелания.
Быть может, еще встретимся на Байкале.