Вместо введения

Изначально штурм перевала Динозавр я планировал вместе с Сергеем, но обстоятельства сложились так, что приехал в Иркутск Миша и взял отпуск Ваня, мои друзья, с которыми в прошлые года мы ходили в походы по Байкальским тропам до Бухты Песчаной.

Для нас с Сергеем горы были уже не в диковинку, хотя опытными горными туристами нас конечно назвать нельзя, но Мишу и Ваню горными туристами назвать вообще никак нельзя, для них это был пионерский дебют. Впрочем, они сами не отказались и теперь оставалось только ждать, когда развалятся на камнях их зальные кроссовки.

Накануне нашей общей встречи Ваня, Миша и я совершили небольшой поход с рюкзаками в Долине Вулканов от деревни Шарза до озера Оло-Нур. Там же я испытал купленные трекинговые палки, благодаря ним вышел на тропу вдоль Зун-Хандагая с нормальными суставами.

Глава 1. Заброска к реке Зун-Хандагай. Объезд центральной дороги.

Всей командой едем на УАЗе на стартовую тропу с местным бурятом. Вопиющий случай, когда для того, чтобы завелась машина, нам пришлось везти его канистру бензина на заправку. Не надо было с ним связываться, но когда на вызовы не ответили другие контакты, пришлось сделать выбор. При отсутствии страховки, а может быть даже прав, Бурят едет до пос. Тагархай в объезд центральной трассы по лесным дорогам. Не успев получить аванс за доставку, он тут же купил бутылку водки и литр фруктового сока. Наш бомбила несколько раз останавливается у каждого святого места, капает водкой в сторону невидимых покровителей и выпивает за их здоровье. Через 40 минут дороги на стартовой полянке у Зун-Хандагая он заметно повеселел и готов рассказать нам всю подноготную. Мы слушаем его, поскольку всегда интересно слушать россказни бывалых охотников, темы все одни и те же – несчастные и несуразные случаи с туристами в лесу, браконьерство, воровство леса, встречи с медведем, лицемерие и равнодушие властей. Прощаемся на дружественной ноте, но становится неспокойно за наше возвращение из низовий Барун-Хандагая в Аршан.
Общее фото в начале похода

Немного пройдя вверх начала тропы, достигаем известную стоянку возле реки. Кушать ещё не хочется, но пообедать нужно здесь – впереди затяжной подъем по тропе, проходящей выше русла реки. Мишка быстро зажигает костер, он у нас самый главный костровой, пока проблем у него не возникает. Ванька самый крупный среди нас, и он же главный повар, что не удивительно, ведь Ваня очень много думает о еде. Возможно, если мой вес от природы составлял более 110 кг, я бы тоже постоянно думал о еде и, естественно, умел бы готовить больше блюд. Скоро обед был готов, мы лопаем стандартный походный суп с картофелем, морковкой, луком и тушенкой. Собираемся и выдвигаемся в сторону подъема. Сегодня нам нужно набрать более 700 метров высоты, впереди первое в жизни физическое испытание подъемом у Миши и Вани, но похоже они ещё не совсем понимают, что ждет их впереди.

Глава 2. Подъем до границы леса. Он шевелится!

Я иду на подъем, но это просто слова. Я долго шел к тому, чтобы просто идти на этот подъем. Из головы не выходит прошлогоднее фиаско. Памятую о болях в суставе, о том, с какой болью отдавался очередной камень в коленном и тазобедренном суставах при каждом шаге на спуске. На этот раз я купил и взял с собой трекинговые палки. Я достал их сразу в начале тропы, когда ещё суставы не успели запеть свои заунывные песни, ведь травма развивается очень медленно, а у любого механизма есть предел износостойкости. С точки зрения физиологии я представляю этот процесс в виде алюминиевой проволоки не ломающейся от одного перегиба, но ломающейся от многократных изгибов. В горах, среди стихийно сложенных булдыганов, суставы подвергаются похожему воздействию и целым останется сустав, меньше других подвергаемый изломам и изгибам. Конечно, у меня нет медицинского образования, я смешно рассуждаю, но что-то похожее случилось в прошлом году, когда после подъема в зону леса мои суставы ещё были в хорошем состоянии, а дальнейший подъем привел к травмам.

Я поднимаюсь с трекинговыми палками, предусмотрительно укорачиваю их на подъем, нагрузка более равномерно распределяется по всему организму, усталости в ногах гораздо меньше, а где надо передохнуть, я меняю распределение нагрузки. Может быть природа предусмотрела для млекопитающих движение на четырех лапах как раз для более равномерного распределения нагрузок. При опоре на две точки при каждом шаге легче держать равновесие, ведь за горизонтальную стабилизацию при обычной ходьбе на ногах отвечают довольно тонкие мышечные волокна, а основные мышечные волокна голени, бедра и таза работают на вертикальную стабилизацию. Мы можем присесть и встать с достаточно большим грузом на плечах, что с удовольствием демонстрируют штангисты и паурлифтеры, но ни в одном виде спорта не подвергают испытаниями мышцы горизонтальной стабилизации, а значит они просто-напросто слабы. Я хорошо представляю процесс перелома ноги, когда мышцы и связки не справляются со стабилизирующей нагрузкой, ведь я сам два раза в жизни ломал лодыжку. В общем, палки для меня прекрасное и даже обязательное подспорье в горах.

Следуя моему примеру, Миша и Серега по пути нашли деревянные палки, а Ваня по-прежнему идет на своих двоих. Возможно, кто-то предпочтет всю жизнь подбирать палки в лесу, но когда ты за что-то заплатил, то привязываешься к этому по особому. К тому же у меня в руках две палки, а у них только по одной. Когда мне нужно разжать ладонь я спокойно отпускаю её и доверяю темляку, а моим ребятам приходится терять время на перекладывание. Кроме того, мои палочки легче, и я их в любой момент могу убрать и достать, ведь они помещаются в футляр для штатива, находящегося постоянно со мной. Но главные чемоданы ещё впереди, а значит будет ещё много возможностей для сравнения дюралюминиевых и деревянных палок.

Мы поднимаемся уже больше часа как будто в идеальных условиях — небо в непроглядных облаках, воздух прохладный, лес сухой. Два горных пионера чувствуют себя хорошо, они чувствует себя гораздо лучше, чем мы с Серегой в прошлом походе, видимо разминка в Долине вулканов пошла им на пользу. И все складывается в нашу общую пользу! Ваня идет последним, перед ним Мишка. На одной из селей мы поравнялись с Мишей. Миша наступил на камень и тот, будто недовольный нежданным беспокойством провернулся, издавая глухие звуки. «Он шевелится!» — с какой то особой обидой на нечеловеческую подлость изрек Мишка. «Живой, тут таких много» — поясняю я. «Надо сказать Ване» — буркнул Мишка с оставшейся в голосе обидой и в тоже время заботой о брате и пошел назад в сторону Вани.

Простой вроде бы поход, но для каждого он свой, возможно кто-то мечтает покорить Эверест, а я иду и мечтаю покорить Динозавра. Для меня это на самом деле не простая задача, ведь я с детства не любил любые походы и лес, потому что лет в 6 со мной в лесу случилось удушье. А потом произошло чудо или же неясная для меня закономерность, но когда я уже был совершенно взрослым и стал зарабатывать на жизнь, я заинтересовался фотографией. С тех пор мне стали нравится прогулки в парки, к реке, затем небольшие дневные походы, затем небольшие походы с одной ночевкой, и пошло поехало – покупка рюкзака, спальника, трекингов, и вот прошло чуть больше 10 лет с момента первых снимков и неуверенных визитов в прилегающий к городу лес, как я иду среди гор в полной экипировке и готовности к горным приключениям.

Шаг за шагом, проходит более 2 часов неспешного подъема, тропа минует лесные полянки с баданом, рябиной, брусникой. На ходу срываем маленькие красные ягодки, восполняем витаминный баланс в организме, делаем периодические остановки для отдыха и питья. Кажется все так просто – иди и иди, поднимайся, сгибай колени, но на поверку каждый из нас здесь оказался не случайно, и каждый идет за своим особым впечатлением. Для меня это очередной повод проверки своих физических кондиций. Чтобы подготовить себя к физическим нагрузкам я выполнял дома специальную зарядку с чередованием нагрузок на мышцы и суставы, бегал, прыгал, ходил гусиными шагом, резко сменял одно упражнение на другое, а за пару дней отпуска ещё посетил спортивный зал и выполнил ряд упражнений с отягощениями на силовую выносливость. Как мне кажется, физическая подготовка дала свои результаты, ведь на подъеме я больше не выдыхаюсь.

После 3 часов движения вверх, мы все ещё в зоне леса. На очередной остановке Сергей достал сухую фруктово-ореховую смесь, она оказалась как нельзя кстати. По возможности нужно подкрепляться, ведь пока наша группа не знает продолжительных горных походов с жестким расчетом провианта, мы не знаем как подбирать продукты, чтобы они занимали минимум места и давали максимум полезных килокалорий, в этом походе мы собираемся полноценно питаться, поэтому несем с собой несколько килограмм овощей, различные консервы, сало, хлеб, сухари, печенье, крупы из расчета питания группы из 4 человек на 3 суток. Точность расчета будет проверена по итогам последнего обеда на выходе из леса.

Вот ведь поход какая штука, просто так в лес на несколько суток не пойдешь – требуется физическая, материальная, продуктовая подготовка, а ещё нужно знать местность, тропу, особенности климата, правила поведения в экстремальных ситуациях. Сколько всего нужно учесть и если скрупулезно все перечислять, то получается наука какая-то… Для науки Сергей взял с собой GPS, это для наших походов сенсация. На перерывах Сережа возится с ним, как с тамагочи, разбирается в настройках, нашел среднюю скорость нашего передвижения в 5,1 км/час и прогноз времени подъема на границу леса в 19:00, высота уже 1527 метров. Теперь все наши научные исследования будут записаны и называться одним коротким словом – трек.

Продолжаем прокладывать трек, чем выше поднимаемся, тем чаще тропа минует сошедшие сели с наваленными булдыганами, все больше на нашем пути встречается кедров, вот-вот и откроется вид на долину в верховьях Зун-Хандагая, скорее бы увидеть Динозавра. Я как ребенок со своей игрушкой – хочу Динозавра, быстрее бы Динозавра, дайте мне моего любимого Динозавра. Ребенок, на то и ребенок, что ничего лучше не знает и до тех пор, пока не получит игрушку интереснее, будет требовать свою самую любимую. Но это уже какой-то психоанализ, возможно есть какие-то глубоко скрытые подсознательные мотивы, ведущие меня все выше и выше, какой-то комплекс может быть, может быть неполноценности, несостоятельности? Вот разве пошел бы я в горы, если бы у меня было много денег? Нет конечно, я бы в крайнем случае полетел на вертолете, заплатил бы и полетел. Да и зачем мне вообще богатому эти горы, если есть Винница, Богамы, Мальдивы, где можно беззаботно лежать на мелком, как мука, песочке с опущенными пяточками в теплое море, загорать и пить коктейль с экзотическими фруктами?! И, действительно, без бессознательного тут не обошлось, но что там в этой душе, какая конкретная зацепка поди разберись…

Тем временем палки цепляется за ветки, и они застревают между камнями, горы сужаются, деревья расступаются, вот так чудеса – почти поднялись. Тамагочи показывает расчетное время прибытия 19:30, на наших часах часом меньше, осталось пройти совсем немного. Сколько уже пройдено, сколько всего передумано, уже хочется хорошо передохнуть и подкрепиться. Делаем последнюю короткую передышку, впереди и чуть вверху неотчетливо, но уже виднеются очертания доисторического животного, я показываю его Мишке. Мишка устал, посещение гор после песчаного байкальского пляжа в бухте Песчаной не кажется ему интересное затеей. Его можно понять, очень часто те, кто поднимаются в горы в первый раз, внутренне отчуждаются от ломающего тело и душу рельефа. Мишка говорит, что Динозавр не похож на Динозавра, хех, ну как ему теперь объяснить?! Для него он не был мечтой, Мишка оказался тут почти случайно, он не грезил об этом месте. Это для меня Динозавр копия настоящего Динозавра, длинного ящера, с остроконечными отростками, мордой и лапами, опасное и интересное существо, чье влажное дыхание перед солнечным днем окутывает ущелье реки Зун-Хандагай непроглядным туманом.

Вот и наше место, где стояли мы в прошлом году. Оно сплошь заросло брусникой, и ходить по такому полю кажется кощунством. Все устали, а до сумерек остается меньше часа. Вспомнили направление моей прошлогодней вечерней вылазки, Мишка с Ваней осмотрели её направление вверх по притоку Зуна и, сопоставляя оставшиеся силы, не одобрили затеи. В подобный пасмурный вечер лишние прогулки кажутся сущим идиотизмом. Мишка принимается в первый раз в своей жизни разжигать костер для ужина в условиях высокогорной тундры. Воздух здесь разжижен, даже в сухую погоду дрова остаются влажными, костер не берется, приходится бросать много растопки и дуть на огонь, мы долго провозились с ужином. Надо было сразу начать готовку на примусе, но я взял всего два маленьких газовых баллона и всерьез рассчитывал на искусство кострового.

Садимся ужинать уже в темноте, обсуждаем планы на завтра. Сережа предлагает не идти на перевал, ссылаясь на то, что мы не знаем тропы, не знаем условий подъема и скорее всего это займет много времени, в результате чего мы целый день проведем на ногах и можем не успеть спуститься по Барун-Хандагаю к положенному времени в воскресенье. В качестве альтернативы хочет посвятить день походу на озеро в верховьях Зун-Хандагая. Мишке с Ваней эта идея нравится. Вот так расклад! Мало того, что я на Мальдивы не поехал, ещё и на Динозавра не пойду?! Нет уж! Во мне проснулся дар красноречия и я родил пламенную речь, сразу отметил отличное самочувствие всех участников группы, сказал про солнечный прогноз на грядущий день перехода, что перевал не является серьезным препятствием, поскольку носит первую категорию сложности, даже ляпнул о том, что пройти этот перевал может кто угодно, говорил и ещё больше того, наконец закончил обращение словами «Ребята, взбодритесь, чего приуныли, мы его сделаем!». Эмоциональный удар «на слабо», поверг групповое уныние, и все стали настраиваться на перевал! Мои бывшие противники вновь стали лучшими соратниками и только качали головой способности одного человека влиять на мнение группы. Впрочем, подобных примеров в истории не счесть, как со счастливым концом, так и с трагическим.

Ближе ко сну Ваня, как самый упитанный представитель лагеря, внес важное техническое предложение в план штурма. Он предложил хорошо подкрепиться чаем с салом, фруктами и хлебом в месте, где тропа повернет от Зун-Хандагая. В любом деле есть неуловимые нюансы, без которых дело и не дело вовсе, дак вот без своевременного и грамотно запланированного перекуса горный туризм со всеми своими романтическими прелестями может превратиться в нудное и изматывающее занятие. Кажется невероятным, но одна только мысль о хорошем перекусе по пути к перевалу помогла представить предстоящую дорогу в два раза легче.

Глава 3. Подъем к перевалу. Непреходящая свежесть каменных подборок.

Ночью палатка светилась так, что в ней можно было собрать вещи без фонаря. Выглянув наружу, я увидел луну и рядом с ней кусочек чистого звездного неба, предвестники ясного солнечного дня.
Ночь в лесу

На час подъема над лагерем ещё висел туман. Закончив утренние хлопоты, наша команда в девятом часу выходит в сторону перевала. Я все ещё иду по знакомой тропе, но на этот раз у меня не болят суставы, и горные препятствия, казавшиеся год назад адским испытанием, вскоре остались позади. Идем мы не торопясь, когда необходимо отдыхаем, поем разные песни от «В лесу родилась елочка» до композиций Рамштайна. Если петь елочку голосом рамштайна, то получается все по взрослому. Подборка песен закончилась, а каменные подборки окружающего пейзажа продолжали радовать нас какой-то своей непреходящей свежестью. Новорожденные из тумана облака перед спуском на равнину отталкиваются от верхушек окружающих гор, словно бегуны от стартовой линии. Когда одно облако отталкивается от горы, оно закрывает его своим невесомым тельцем от любопытного взора и открывает лишь до тех пор, пока на этом старте не появится следующее облако.

Я всегда мечтал фотографировать в тумане, в условиях меняющегося освещения, и это был как раз тот случай, когда все идеально подходило для фотосъемки, но по иронии судьбы я не могу оставаться, чтобы найти подходящий сюжет и дождаться идеального освещения, ведь в составе группы мне надо идти дальше.
Плывущие облака в верховьях Зун-Хандагая
Интересно получается в жизни, мечтаешь о чем-то и получив не можешь насладиться им в должной мере, потому что впереди оказывается другая задача. Парадокс, шел в горы ради фотографий, а фотографировать сколько угодно не могу, нет времени. Что же, делаю заметку на будущее вернуться сюда с походом на 4-5 дней с одной лишь задачей — раствориться с фотокамерой в синеве гор и посвятить дни и часы приятному ожиданию, размышлению и творческому поиску. А сейчас нужно идти дальше, посмотреть что есть выше, может быть там выше мне удастся сделать интересную фотографию.

На стрелках 12 часов. Мы переходим реку Зун-Хандагай и встаем на плановый перекус перед подъемом в сторону перевала. Пока вскипает вода на примусе мы выжидаем минуту между облаками-спортсменами, прыгавшими с пика Динозавр и делаем групповую фотографию на его фоне.
Групповое фото на фоне пика Динозавр
С чаем все замечательно — сало, хлеб, фрукты, подготовились к подъему зачетно.

Тропа пошла чуть круче вверх, почти сплошь одни камни и чемоданы, остается на участке чуть больше километра набрать 350 метров высоты. Идем по направляющим каменным пирамидкам, появились первые участки с сыпухой и летающими камнями. Вспоминаю рассказы с сайта Природа Байкала о падающих камнях, раскалывающихся касках, а у нас касок нет, первый пропущенный камень может стать для кого-то последним. Я иду впереди и чувствую себя в безопасности, но тревога за идущего ниже Сергея меня не покидает. В такие минуты простой опасности можно разглядеть в своем спутнике что-то, чего ты раньше не знал. Судя по тому, насколько аккуратно он идет по осыпи, можно многое заключить о человеке. Как там в песне поется «Если друг, оказался вдруг..», а в другой поется «Вот так..».

Глава 4. Штурм перевала. Сомнение в найденной точке.

Вот мы и поднялись к стене перевала, ручные «куранты отбивают» 3 часа дня, по пути я снова пропустил возможности для съемки, да и настроение какое-то спортивное, а не творческое, все-таки надо брать перевал. Тамагочи показывает высоту 2324 метра. Вопреки ожиданиям перевал не кажется простым. Куда-то пропали направляющие тропу пирамидки, а маршрута подъема и описания с собой у нас нет. Началось самое интересное, когда 4 человека ни разу не видевшие в своей жизни горных перевалов и не имеющих понятия о точке его пересечения стоят в оцепенении перед необъятной каменной громадой и гадают, где лучше её пройти.

Не найдя указателей для подъема и поняв, что нет прямого и простого пути подъема, мы смотрим вверх и решаем, где лучше подниматься. Наши глаза устремляются то на сплошные каменные завалы с левой стороны, ведущие к вершине горы, то на отвесные стены пика Динозавра, то на сыпучие и крутые участки посередине. Учитывая, что категория перевала не требует специальных приспособлений для его преодоления, тропа к нему по стене должна была идти безопасно, обходить крутые и сыпучие участки. Сначала мы решаем идти вправо ближе к пику Динозавр, но поднявшись сталкиваемся с неожиданной крутизной дальнейшего подъема и отсутствием ясного его продолжения, однако находясь на более высокой точке мы смотрим вниз и различаем незаметные на первый взгляд, светлые полосы среди камней, и как нам показалось, они должны были быть не чем иным, как протертостями, оставленных людьми при подъеме. Решаем немного сбросить высоту, а на обследование светлой полосы отправляюсь с Серегой. Миша и Ваня остаются ждать и более внимательно осматривать другие варианты подъема.

На высоте перевала, в самом его центре, виднеется заметный камень в виде журавля, а по его левую сторону есть манящая к себе низинка, острым углом вырезанная из уровня горной седловины. На фотографиях гор и перевалов я не раз видел, как над подобными прорезями обозначаются точки перевалов, да к тому же к этой прорези ведет удобная чемоданная полочка. Вроде бы как все сошлось, остается только туда подняться и все проверить. Несмотря на крутой уклон каменной стены и её несоизмеримую городскими мерками высоту мы с Сергеем достаточно быстро подобрались под полочку, а затем, оставив рюкзак, я продолжил подъем к намеченной точке перевала. Подниматься оставалось совсем немного. По пути вверх, ещё до перевала, стала просматриваться внизу верхняя точка оставленного по правую сторону «журавля» участка, и это смутно наводит на определенные размышления о возможной ошибке. Но сомнениям нет времени, ведь буквально через 3-4 метра подъема я достигаю узкогоперешейка перевала.

Я никогда не был раньше на горных перевалах и тем более на вершинах гор, но находясь посередине между двумя долинами рек можно посмотреть сверху на каждую из них. В долине Баруна взору беспрепятственно открывается живописный вид на пирамидальные очертания пика Барун и два озера внизу у его основания, в то же самое время за спиной остается непримечательный, сплошь засыпанный скальной породой и мертвенно-пустой пейзаж подъема со стороны Зуна. Отложив на будущее детальное сравнение противоположных оснований, я ищу подтверждение правильности найденной точки, коими представляются рукотворные, вблизи стоящие небольшие каменные пирамидки. Вниз к Баруну здесь же просматривается протоптанный слаз высотою 3 метра и дальнейший спуск, представляющийся вполне доступным. Не теряя больше времени, я кричу себе и оставшимся где-то внизу за каменными валунами ребятам: «Перевал! Перевал! Есть перевал!» и отправляюсь вниз за рюкзаком к Сереге.

Встретившись с Серегой, мы вслушиваемся в Мишины крики, нашедшего какую-то другую тропу. Поскольку Миша находится гораздо ниже нас, а лаз к верхней точке перевала, куда он указывает, с нашей высоты просматривался в виде немыслимой, скользкой сыпухи, мы даем Мишке отбой. Как оказалось впоследствии, его вариант заслуживал предпочтительного рассмотрения, ведь он вел на правую сторону от «Журавля», но это мы поняли позже. Сейчас же было решено всем собираться на уже освоенную позицию и не проходит 20 минут, как все оказываемся с рюкзаками на ней, любуемся открывшимся видом на Барун, фотографируемся, делимся впечатлениями.
Мишка и Ваня на перевале
Вид с перевала в сторону Барун-Хандагая

А впечатления оказались как всегда горными, непредсказуемыми. Это там, где-то внизу казалось, стоит только забраться на перевал, посмотреть на открывшийся по сторонам простор, как тут же душу переполнят чувства свободы и радости, а на самом деле мы стояли в самом логове Динозавра и в душе господствовало чувство страха, чувство зыбкости от присутствия на неотесанных, подвластных воле горной стихии камнях и ощущение своей ничтожности в сопоставлении с горным великаном. Страх присутствовал, как совокупный результат обработки всех полученных данных человеческим компьютером под названием «нервная система», наверняка учлись там и закончившиеся на подъеме запасы воды и предстоящий, невиданный доселе спуск и подступающий голод в результате безнадежно пропущенного обеда. Но и радость конечно была, но она ни в коем разе не превосходила чувство страха, всецело подчинялась ему. Возможно, если повторно посетить перевал и рассчитать правильно время для отдыха, то можно успеть попривыкнуть к высоте, а затем уже достигнуть заветной нирваны. Как бы там ни было, солнце уже шло на спад, а нам предстояло ещё спуститься и найти место для лагеря, поэтому никто из нас не успел посидеть на перевале и постигнуть гамму приятных чувств от покорения горного препятствия. И все же цель была достигнута, но это могло иметь смысл теперь только где-то внизу, куда нужно было спуститься целым и невредимым.

Глава 5. Спуск на границу леса. Последняя расплата за дерзость.

Пришла пора слазить с шероховатой спины доисторического гиганта. Спуск начинаем с передачи рюкзаков на находящуюся в трех метрах ниже перевала полочку, поскольку лаз требует равновесия и определенной сноровки. А когда спустились на полочку, то увидели обрывистое место прямо под собой. Справа стоит каменная стена и путь туда оказывается отрезанным, а слева полочка идет над обрывом чуть вверх до неприятной осыпи. Меня охватило какое-то чувство безысходности, ведь я привел группу в обрывистое место и преодоление такого места не входило ни в мои представления о перевале первой категории сложности, ни в планы. Я растерялся и спросил Серегу: «Ну и куда дальше?», на что Сережа спокойно ответил «Сюда» и хладнокровно сделал два аккуратных шага чуть вверх и влево, чем преодолел место над обрывом и занял более выгодную позицию для спуска. Я попробовал повторить его переход, но вот тут меня перекрыло, будто внизу я увидел огромную и противную пасть исполинского ящера, облизывающуюся в предвкушении десерта на полдник. Динозавр не хотел меня отпускать и для этого у него, конечно, были все основания. Я упал на почву, жидко покрывавшую каменную полочку и почувствовал как малейшее мое неосторожное действие может нарушить зыбкое равновесие и утащить бренное тело в обрыв. Я лежал на каменной полочке не смея шелохнуться, жалкий и подавленный страхом человек, совсем не тот, кто вчера красноречиво убеждал друзей у костра пройти «простое препятствие» без каких бы то ни было проблем.

Наверное за такие случаи и любишь горы, когда оказываешься вынужден признать свою немощность, глупость, трусливость. Так было в прошлом году, когда заныли суставы, так произошло и в этом году, когда я лежал над пропастью, судорожно схватившись за камни в страхе сделать движение вперед и вверх тогда, когда больше всего хотелось простого спуска вниз. Горы учат, горы дисциплинируют, хорошо, когда последствия ошибок оказываются исправимы и все удается исправить своими силами или с помощью близких, но ведь так может быть не всегда. Я ведь не шел в поход за экстремальными впечатлениями, я представлял себе подъем и спуск только с затратами физических усилий, но не психических. Снова и снова суровость горных троп и препятствий дают о себе знать в тот момент, когда кажется, что ты освоился, привык и что-то понял. Не заставляет себя ждать жесткие поучения горных титанов! И вновь приходит повод задуматься, там ли я нахожусь, где мне надо, нужны ли мне эти горы, дались они мне и вплоть до того, что «Будь прокляты эти горы», а потом, когда все страхи и испытания остаются позади: «Да здравствуют горы! Скорее, скорее в новый поход, на встречу новым приключениям!».

«Что-то я очкую немилосердно» — выдавливаю я в сторону Сережи, стараясь сохранить в голосе остатки достоинства. «Ну ничего, держи палку» — сказал как ни в чем не бывало Сережа и протянул мне на выручку свою деревянную трость. «А ты крепко стоишь?» — все ещё не придя в себя и боясь утащить вслед за собою Сергея спросил я. «Ну как сказать … стою». После этого стало понятно, что все равно придется двигаться дальше, поэтому я ухватываюсь за палку так, чтоб не перегрузить Сережу, и чуть разгружаю свою пошатнувшуюся гравитацию, а затем в два шага пересиливая страх, преодолеваю обрыв.

Дальше Сережа, стоя над 20-и метровой сыпухой, вообще отжег: «Может по сыпухе съедим?», вот ещё чего не хватало, видимо Сережа прибывал в «розовых очках». Я конечно понимаю, перейти полочку, четко рассчитав равновесие и страховые точки перехвата возможно, может и не для каждого, но возможно. Возможно и по сыпухе проехать, но, как я понимаю, сверху должна быть страховка, на ботинках шипы, да и без 20-килограмового рюкзака за спиной! Я четко представил себе простой зацеп рюкзака за камень и дальнейший переворот с резкой потерей координации и конечно же выразил несогласие с оголтелой задумкой.

Похоже Сережа быстро понял, что смолол, во всяком случае настаивать на «американских горках» не стал. На очередной позиции и сам Сережа оказался в тупике, поскольку не совсем понимал, как лучше спускаться. Его почему-то тянуло на открытый дерн, хотя в шаговой доступности был альтернативный, гораздо более безопасный, хорошо просматривающийся спуск по небольшим каменным ступенькам, где в случае чего и рукам было за что зацепиться. Я сделал шаг вниз и вправо под полочку, затем мы вместе пересекли сыпуху, дошли до каменных ступенек и начали достаточно понятный и аккуратный спуск вдоль крутого участка стены перевала. Во время спуска я поглядывал вверх и понимал, что совсем бы не хотел подниматься по данному маршруту спуска, уж больно крутым он казался снизу. По этой же причине я все больше утверждался в мысли о некорректности выбранной точки перевала.

Опустившись за нами под полочку, наши пионеры нашли свой вариант спуска, по всей видимости они избрали рассмотренный Сережей более рискованный и прямолинейный вариант спуска по дерну вдоль осыпи. Вскоре все спустились к основанию стены перевала на участок с безопасным уклоном, откуда до озера оставалось каких то пару сотен метров по гигантским чемоданам.
Театр в горах. Постановка "Вулкан".
Здесь уже можно было идти, и я достал припрятанные перед перевалом телескопические трекинговые палки, одну из которых вскоре «перекусил динозавр». Как всегда всему виной неаккуратность, неосторожность, излишняя надежда на реквизит, неспособный выдержать всей тяготы человеческой ноши и глупости. Стоило поберечь палочки, не наваливать на них всю свою массу, ну какая же дюралюминиевая палка выдержит! Так я проверил трекинговые палочки в самых суровых условиях горного перевала, вплоть до полного излома одной из них и остался лишь с одной из них, благо самая тяжелая часть маршрута осталась позади. А все-таки палочки хороши, я с ними и поднимался на перевал по чемоданам, и спускался, они везде мне помогли и суставы сберегли, пусть даже они не такие крепкие, как деревянные.

Пока я роптал на поломку, наша группа в полном составе к 5 часам после полудня окончательно вырвалась из цепкой пасти Динозавра, выйдя на ближайшее озеро. Тамагочи показал высоту 2267 метров. Участок спуска до воды в сторону озера у реки Барун-Хандагай оказался существенно короче, чем подъем от Зун-Хандагая, о чем свидетельствовало и время спуска и высота.

На озере случился, по моему представлению, главный кайф всего похода. Прежде всего из-за вожделенной воды, коей мы долго не могли напиться, так же из-за травянистого мягкого берега, где можно было спокойно стоять и ходить без прыжков и перелазов с ощущением окончательного преодоления главного препятствия, ну и конечно же окружающей нас красоты и её главной достопримечательности – пика-диплодока Барун, отражающегося в озерной глади. Это было прекрасное место и был велик соблазн разбить здесь лагерь, чтобы закончить субботние мытарства.

Пока ребята решали вопрос с лагерем и степени основательности предстоящего перекуса, я вытащил фотокамеру и всецело предался процессу съемки, ведь передо мной все было для того, чтобы сделать по меньшей мере хороший кадр – это и новый замечательный гигантозавр Барун и его зеркальное отражение в озере, и драматично скрученные хмурые облака, и травянистый берег озера с причудливым песочным узором, закрученным в сторону воды.
Каменное безмолвие

Ребята решили не готовить обед и не разбивать у озера ночной лагерь, даже чай не стали кипятить, чтобы не тратить драгоценного времени, ведь до заката оставалось чуть более трех часов, а нам ещё надо было успеть дойти до границы леса, чтобы найти место для уютной ночевки.

Наскоро перекусив салом, остатками сухарей и фруктов, мы направились на спуск до границы леса. Сначала мы спускались без тропы и видимо поэтому на одном из слазов, где камни и мох скрывают ямы и живые камни, упал Ваня, содрал кожу на локте. Благо ничего не сломал. Наверняка сказалась и усталость и его пижонская обувка из зальных кроссовок. По неписанному закону подлости что-то такое все равно должно было произойти, ведь не бывает так, чтобы пошел человек в первый раз в годы в зальных кроссовках, чтобы ему повезло везде с погодой и он благополучно пересек перевал. Горы оставили на Ванином локте свое мнение о нашей затее, очередной раз благосклонно предупреждая, чтобы больше так не шутили.

К темноте мы благополучно добрались до границы леса, где немного свернули с тропы, перешли по камням речку и нашли прекрасное место для ночного лагеря. Все в этот день сложилось на удивление благоприятно, перевал мы взяли, и до границы леса дойти успели. Расплатой горам за наши дерзкие приключения остались лишь сломанная трекинговая палка и ободранный локоть.

Глава 6. Спуск к подножию гор. Пьяный УАЗик.

В ночь с субботы на воскресенье зарядил дождь. Вставать и сворачивать лагерь пришлось утром так же под дождем. Ненастное утро ещё раз убедило нас в правильности принятых вчера решений, ведь останься мы на озере под Баруном, спуск по мокрым камням оказался бы длиннее и сложнее. Теперь же нам оставалось идти через лес вниз по течению, что мы благополучно и сделали.

В течении четырех часов мы спускались сквозь дождь и туман по лесу. Чем дальше мы спускались, тем гуще становились заросли и тем реже встречались кедрачи. В местах, где тропа шла рядом с рекой можно было остановится и полюбоваться суровыми порогами живописной горной реки, небольшими водопадами, образованными застрявшими в речном русле большими камнями. Я тут же представил насколько красиво здесь в сентябре, когда выцветает красным цветом рябина и желтеет береза.

После полудня дождь закончился и мы приметили место у большого камня для обеденного перерыва. Помню было холодно, а в лесу конечно же сыро. Мишка сдавал очередной экзамен на растопку костра в мокром лесу. Костер долго не разгорался и не давал вожделенного тепла, вплоть до самого окончания обеда, когда уже настала пора уходить, мы мало-мальски согрелись.

После большого камня тропа ещё немного спускалась, а затем вышла на мост, и дальше уже до дороги шла простая лесная тропа без выраженного уклона. Пока ждали машину, сделали общую фотографию на память.

Наш горе-водитель приехал уже хорошо поддатый, да ещё с каким-то своим родственником, так что нам всей командой пришлось тесниться на заднем сидении УАЗика. В какой-то момент водила на проселочной дороге начал лихачить, машина чуть не перевернулась. На такой неприятной ноте закончилось наше незабываемое путешествие на перевал Динозавр.

Вместо заключения. Все оказались пионерами.

Фото после спуска

Пионеры Миша и Ваня благополучно прошли испытание перевалом на стойкость. Покидая горы, они ещё немного роптали на суровые горные условия, но как бывает позже, им конечно же захотелось вернуться в горы, только на более длительный срок, чтобы не прыгать по каменюгам в спешке уложиться в жесткий трехсуточный график.

Впрочем пионерами на горном перевале оказались и мы с Сережей. Так что наш штурмовой отряд можно смело назвать пионерским, а честнее дилетантским. Хотя в моей голове складывалось какое-то представление о нем, но оказалось существенно перекрашено розовыми красками, все-таки идти на перевал без детального его описания не стоит. Тем более, что согласно данных GPS высота пройденной нами точки перевала составила 2406 метров, а на разных сайтах высота колеблется около цифры 2380 м. О некорректности выбранной мною точки говорят и фотографии перевала на сайте Природа Байкала.

С туристической точки зрения поход оказался удачным, нам повезло с погодой в день подъема и последующий день перевала, намеченный маршрут пройден полностью. Однако, туристическая задача для меня была не главной, все-таки я ещё хотел найти красивые объекты для фотосъемки, снять в своей манере ранее увиденные мною сюжеты других авторов. Но поскольку в горах сложно отделить туристические навыки от фотолюбительских задач, поскольку я понял, что до тех пор, пока я не буду себя уверенно чувствовать в горах, до тех пор я не смогу качественно планировать фотосъемку. Но я сделал важный вывод: трех дней для достижения поставленных задач для меня недостаточно, все-таки нужно иметь в запасе 2-3 дня для осуществления творческих задач.

И все-таки нужно отметить хорошую физическую и инвентарную подготовку к переходу. трекинговые палочки помогли сберечь суставы, физические упражнения и небольшой предварительный поход в Долине вулканов помог выйти на горный маршрут в исключительной физической форме, поскольку физические нагрузки при подъемах, спусках и перелазах с 20-килограмовым рюкзаком на плечах перенес спокойно. Так же использование GPS в дальнейших походах считаю необходимым атрибутом в походах в любой местности, где может быть затруднено ориентирование, особенно в тех местах, где оказываешься впервые.

В последних словах хочется сказать о самой важной составляющей любого дела – духовной. Горы закаливают характер и дух, преодоленные со страхом в душе препятствия впоследствии становятся знакомыми и уже не пугают с той же силой. Однако, чем дальше идешь, чем сложнее ставишь перед собой задачи, тем сложнее их преодолевать на физическом и психологическом уровне, суровые и непредсказуемые условия горных переходов и их воздействие на состояние духа нельзя сбрасывать со счетов. В любой момент может подвернуться под ногой или упасть сверху камень, может сойти сель, и сесть на лагерь непроглядный туман, и случиться другие непредвиденные обстоятельства, к которым необходимо быть готовым, а, значит, быть готовым не просто к прогулке, а к непосредственному выживанию в условиях жажды, холода, голода, дезориентации, паники.

У бурят развиты традиции шаманизма и они предпочитают бурханить, чем задабривают злую волю Духов. Я же, православный христианин и русский человек, всю совокупность непредвиденных обстоятельств склонен ожидать как волю Божию, поэтому их ожидание и преодоление должно быть с душевным спокойствием и упованием на помощь Всевышнего. Для меня в последнее время посещение гор стало одним из духовных испытаний, где можно проверить силу своей веры, ведь в условиях похода оказываешься оторванным от привычных обстоятельства, нет прежнего полноценного питания, нет удобной кровати, постоянно приходится думать о безопасности, во время тесного общения с друзьями в неблагоприятных условиях лезут наружу острые углы характера, и проявляются другие индивидуальные особенности, о существовании которых могло быть только смутное представление. каждый новый поход это новый урок от учителя под названием жизнь о том, что нужно узнать и что в себе исправить.

Что и говорить, сколько слов можно сказать и все будет мало. Как поется в замечательной песне В.Высоцкого:

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас и зовут нас остаться.
Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем,
Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться.

Страница 1 из 7:  1 2 3 ... 7 всеСледующая
Вячеслав ПетухинДа, по фотографиям видно, что вы прошли не через основную седловину перевала, а через другую — ту, которая южнее. Она немного посложнее, вероятно уже примерно 1Б категории сложности.
26.09.2015, 23:40:52 |
И. ФефеловМарина, прошу прощения, я тут ваш комментарий спросонья случайно удалил, не обнаружив вовремя, что мышь стала подвисать (заодно вспомнил, что у меня, как у редактора раздела, такие права, оказывается, есть). К счастью, он остался в кэше. Восстанавливаю содержание ниже:

Марина Васильева (Красноштанова):
Спасибо, любопытно было почитать. Отдельная благодарность за описание ощущений ходьбы с палочками. Рекомендую брать только обычные алюминиевые — они легко гнутся, но и обратно расправляются, не ломаются так быстро, как складные трекинговые. На крутых спусках их можно сдваивать, тогда точно не сломаются:

А для регулировки длины можно добавить ещё один темляк пониже:

А повезло вам вот почему — потому что вы были командой. Это по лицам видно. У хороших людей лица светятся. А с такой командой можно хоть куда.
Очень понравился рассказ. Все размышления очень близки по духу.
27.09.2015, 02:11:24
27.09.2015, 07:58:53 |
Лев Белых

Вячеслав Петухин: Да, по фотографиям видно, что вы прошли не через основную седловину перевала, а через другую - ту, которая южнее. Она немного посложнее, вероятно уже примерно 1Б категории сложности.

Понятно. Но пока не понимаю и хочу разобраться в видах подъема. Насколько понял есть как минимум 4 способа простого подъема: 1. Пешком, с редкой опорой руками на породу или вообще без опоры. 2. Пешком, с систематической опорой руками. 3. Подъем ползком с опорой на руки и туловище. 4. Лаз.

Хочу спросить, на перевалах 1а подъём проходит чередованием 1-го и 2-го способами или там может встречаться 3 и 4?

Просто , когда начинается подъем ползком и лазом, то , насколько опять же могу судить, он становится небезопасным и по хорошему должна быть уже какая то страховка.
27.09.2015, 09:24:45 |
Лев Белых

Марина Васильева (Красноштанова):  ..для регулировки длины можно добавить ещё один темляк пониже:И никакие вы не дилетанты: ходили вместе, уважали убеждения ведущего, подавляли свои желания в пользу общей цели группы, подготовились грамотно, тренировку провели, питались, опять же, правильно... :-)А повезло вам вот почему - потому что вы были командой. Это по лицам видно. У хороших людей лица светятся. А с такой командой можно хоть куда.Очень понравился рассказ. Все размышления очень близки по духу.27.09.2015, 02:11:24

Марина, вам большое спасибо за рекомендации и интерес к рассказу. Во время похода подспудно держал в голове некоторые ваши рекомендации. Нам действительно повезло, хотя мы брали в расчет прогноз погоды, что так же помогло при принятии решений.
27.09.2015, 09:30:10 |

Лев Белых: 1. Пешком, с редкой опорой руками на породу или вообще без опоры. 2. Пешком, с систематической опорой руками. 3. Подъем ползком с опорой на руки и туловище. 4. Лаз.

По-моему, есть два принципиально разных способа подъёма (или спуска). "Пешком" и лазанье. "Пешком" могут и руки использоваться (в основном, чтобы повысить устойчивость), но это не очень принципиально. А вот если для подъёма недостаточно простых шагов, а нужна опора руками или распор ногами или ещё что-то — это лазанье. Страховка может использоваться там, где есть крутые участки, и в случае падения есть риск пролететь большое расстояние, а срывов как таковых страховка не предотвратит, так как при страховке верёвка не туго натянута и страхующий не может среагировать моментально. При подъёме первого участника страховка малоэффективна, так как верёвка будет крепиться снизу и мало сократит величину срыва. При подъёме последующих участников на сильно крутых участников может использоваться не страховка, а перила — закреплённая сверху верёвка. Категория определяется не столько способом преодоления, сколько крутизной. А лазанье может быть и на самых простых категориях. Например, если бы вы прошли перевал Динозавр оптимальным вариантом, вы бы вышли на крупноглыбовую осыпь, но лежащую на участке с небольшим уклоном (но и там, где вы прошли, наверняка местами было что-то подобное). Для её преодоления приходится и лезть местами, но там никаких средств не используется и это в рамках категории 1А.
27.09.2015, 10:46:29 |

Вячеслав Петухин: Страховка может использоваться там, где есть крутые участки, и в случае падения есть риск пролететь большое расстояние, а срывов как таковых страховка не предотвратит, так как при страховке верёвка не туго натянута и страхующий не может среагировать моментально.

Не согласна. Хорошая верхняя страховка не позволит во время срыва улететь. Грамотный страхующий держит верёвку ровно на длину перильной верёвки. Слабых участников даже "вытягивают", т.е. держать страхующую верёвку внатяг, добавляя те самым точку опоры. Впрочем, мы с Вами, скорее всего, говорим о разных техниках: вы — о старой альпинисткой, а я о современной туристской.
Если участник идёт вверх на жюмаре, да ещё и с верхней страховкой — срыв вообще практически исключён.

Вячеслав Петухин: При подъёме первого участника страховка малоэффективна, так как верёвка будет крепиться снизу и мало сократит величину срыва.

Тоже не совсем так. Первый, идущий с нижней страховкой, на сложных участках делает для себя дополнительные ТС (точки страховки), и продевает сквозь них страхующую верёвку. Вероятность срыва есть, но далеко он не укатится, т.к. ТС удержит его. Расстояние между ТС регулируется сложностью рельефа и крутизной склона. Так что, восхождение первого, это не просто сила и смелость, а самое главное — точный расчёт и рациональность.
27.09.2015, 13:41:07 |
Лев Белых

Вячеслав Петухин:    Например, если бы вы прошли перевал Динозавр оптимальным вариантом, вы бы вышли на крупноглыбовую осыпь, но лежащую на участке с небольшим уклоном (но и там, где вы прошли, наверняка местами было что-то подобное). Для её преодоления приходится и лезть местами, но там никаких средств не используется и это в рамках категории 1А.

Выбранный нами маршрут подъема от Зуна на перевал можно назвать комфортным, он проходил по крупным камням, опора на них была надежная. При подъеме было всего пару мест ближе к точке перевала , где пришлось перелазить и где ощущался уклон. А вот на спуске сразу пошел небольшой слаз на полочку, затем пришлось полочку обходить и облазить осыпь, а потом пошел спокойный спуск, где впрочем оставались места с возможным вылетом камней из под ног.

Я ещё не совсем понимаю, что такое крупноглыбовая осыпь — это камни какого размера и формы?
27.09.2015, 13:42:31 |

Лев Белых: Я ещё не совсем понимаю, что такое крупноглыбовая осыпь - это камни какого размера и формы?

Более 1м в диаметре. Камни могут достигать размеров избушки.
27.09.2015, 13:46:49 |

Лев Белых: Я так понял 1-я категория не гарантирует спокойного спуска и подъема, вероятность срывов и падений при лазах присутствует одинаковая, как и на более высоких категориях?

Категория вообще ничего не гарантирует, ведь и на ровном месте можно подвернуть ногу и упасть. Гарантию сам себе может дать только человек, выбравший оптимальный путь (да и то --- весьма условная гарантия)...
27.09.2015, 13:49:35 |

Я не про вероятность срыва и падения на спуске и подъёме говорил, а о том, может ли быть лазанье. Может. Что касается "спокойного спуска и подъема", то, конечно, чем ниже категория, тем проще пройти перевал. Перевал категории 1А вообще говоря не требует использования технических средств (кроме трекинговых палочек, и ну и в случае обледенения кошки могут пригодиться). На перевале 2А категории сложности технические средства уже должны использоваться (в частности, верёвка — практически обязательно). Если вот так грубо говорить, то основное отличие в этом. А то, насколько опасно проходить перевал — это уже немного другой вопрос, он с категорией напрямую не связан. Связан опосредованно — если есть очень крутые (особенно со скалами) склоны, по которым очень рискованно двигаться, то надо использовать верёвку и категория будет выше. Но Вы имейте в виду, что опасность на перевалах не только в срыве. Очень важный фактор опасности — камни, которые могут упасть. На Динозавре относительно небольшая крутизна, нет явного кулуара (по крайней мере в основном варианте) и осыпь очень крупная, а поэтому и устойчивая — в результате Динозавр не камнеопасен. А вот большинство других перевалов камнеопасны. А страховочная верёвка, кстати, — это дополнительный фактор, увеличивающий камнеопасность (верёвкой легко сбросить камень). Это ещё одна из причин, по которым не стоит думать, что для прохождения более высокой категории достаточно обеспечить технические средства и вот тогда всё будет в порядке ("Возможно и по сыпухе проехать, но, как я понимаю, сверху должна быть страховка"). Вот как раз на сыпухе от верёвки больше вреда, чем пользы.
27.09.2015, 14:36:49 |

Марина Васильева (Красноштанова):   Вячеслав Петухин:   Страховка может использоваться там, где есть крутые участки, и в случае падения есть риск пролететь большое расстояние, а срывов как таковых страховка не предотвратит, так как при страховке верёвка не туго натянута и страхующий не может среагировать моментально.

Не согласна. Хорошая верхняя страховка не позволит во время срыва улететь.

Я говорю то же самое, а Вы — "не согласны". В том и суть, что назначение страховки — не дать "улететь" в случае крутого участка, а вовсе не предотвратить срыв сам по себе. (И насчёт подъёма с верхней страховкой — чтобы так подниматься, нужен участник, который прежде поднимется без страховки. А в рассматриваемом случае такого, более опытного участника, просто не было.)

Марина Васильева (Красноштанова): Если участник идёт вверх на жюмаре, да ещё и с верхней страховкой - срыв вообще практически исключён.

Вот в том и дело, что назначение страховки — сработать в случае, если срыв произошёл, а назначение перил — дать опору и предотвратить срыв. Да, в случае движения на жумаре по перилам срыв почти исключён. И на практике страховку тут часто не используют. Но так как какая-то вероятность срыва всё-таки есть (например, верёвку перебьёт камень), то страховку по правилам надо использовать.

Марина Васильева (Красноштанова):  Вячеслав Петухин:   При подъёме первого участника страховка малоэффективна, так как верёвка будет крепиться снизу и мало сократит величину срыва.

Тоже не совсем так.

Именно так. Марина, речь ведь не про особенности техники подъёма с нижней страховкой. Мы объясняем человеку, который вообще плохо понимает, что такое страховка, что такое перила, самые азы. А азы именно таковы. Есть принципиально разные типы страховки — верхняя и нижняя. Вы ведь сами чётко оговариваете — "хорошая верхняя страховка ...", то есть говорите не просто "страховка", а "верхняя страховка" (а я и так не стал говорить, более подробно расписал "при подъёме первого участника ... верёвка будет крепиться снизу", потому что термин "нижняя страховка" сходу незнающему человеку непонятен). Именно потому, что есть принципиальная разница. И эта разница именно в эффективности страховки. Изначально верхняя страховка очень эффективна, а нижняя — крайне мало эффективна. И именно для того, чтобы как-то поднять эффективность нижней страховки придумывают всевозможные усовершенствования — дополнительные точки страховки, динамическую верёвку и т.д.
27.09.2015, 14:55:06 |
ЕсенияПриятно, что кто-то отредактировал "вчерашний" текст. Пусть не до "блеска", но, по крайней мере, заметно.

Кстати, "трекинговый" пишется с одной "к", напрасно исправили.
Почти уверена, что одно из трёх названий "городов/государств мечты" неверно указано, перепутано из-за схожести звучания с подразумеваемым; ещё в одном — совершенно точно ошибка.
Про многое другое не стану писать... А то кабы чего не вышло.

Грамотность всегда и повсюду в цене — факт ;)
27.09.2015, 14:57:59 |

Есения: Кстати, "трекинговый" пишется с одной "к", напрасно исправили.

Да, два "к" всё же лишние, хоть и часто пишут с двумя, поправил. Но там не только "к" исправлялось, там ещё "е" вместо "и" было.
27.09.2015, 15:19:34 |
ЕсенияДа, Вячеслав. Я читала вчера.

Если это Вы исправили большинство кричащих ошибок, то спасибо Вам огромное за то, что Льва отлично "подстраховали". Да и читателя тоже :)
27.09.2015, 15:25:52 |
Владимир ПрадедовСпасибо за рассказ. Удачи в пути.
27.09.2015, 16:47:34 |
Лев Белых

Вячеслав Петухин:  Это ещё одна из причин, по которым не стоит думать, что для прохождения более высокой категории достаточно обеспечить технические средства и вот тогда всё будет в порядке ("Возможно и по сыпухе проехать, но, как я понимаю, сверху должна быть страховка"). Вот как раз на сыпухе от верёвки больше вреда, чем пользы.

Признателен за разъяснение. И отдельное спасибо за исправления по тексту. Вообще, Вячеслав, спасибо вам за этот сайт.

Есения:  Лев, желаю Вам удач во всех начинаниях и в фотографии, и на писательском поприще, и в походных делах. Грамотность всегда и повсюду в цене - факт ;)

Спасибо, Есения, за теплые пожелания. Надеюсь вы нашли в рассказе хоть что то интересное кроме ошибок :)

Владимир Прадедов: Спасибо за рассказ. Удачи в пути.

Спасибо и вам за внимание к материалу и пожелания.
27.09.2015, 18:29:26 |
Есения

Лев Белых: Надеюсь вы нашли в рассказе хоть что то интересное кроме ошибок :)

:) Шутить изволите, Лев?

Главную мысль всех подобных повествований уловить несложно:
В горы. К самому себе.
27.09.2015, 18:46:38 |
Лев Белых

Есения:   :) Шутить изволите, Лев? Главную мысль всех подобных повествований уловить несложно: В горы. К самому себе.

В чем то вы конечно правы, но ведь главный вопрос в том, интересно ли конкретно это повествование конкретно вам или нет, и если интересно, то чем, а если не интересно, то есть ли смысл вообще что либо исправлять, не все ли равно?
27.09.2015, 20:39:30 |
Александр МамонтовИнтересный опыт :)

Не знаю как кому, а по мне мелкая, песчаная сыпуха на перевале вроде Крокодила или Университетского, в сто крат лучше, чем 15 тонные живые чемоданчики среднего колибра осыпи, которые всей своей массой чутко реагируют на "чуть наступить" :)))

В отношении духовных испытаний, так горы это не испытание духа, тем более веры и т.п., — это место где приятно провести время с друзьями. Вот где то так видится (ИМХО).
27.09.2015, 21:27:08 |
ЕсенияЛев, не я Ваши ошибки исправляла. И очень рада такому стечению обстоятельств.

На Ваше:

Лев Белых:  главный вопрос в том, интересно ли конкретно это повествование конкретно вам или нет, и если интересно, то чем, а если не интересно, то есть ли смысл вообще что либо исправлять, не все ли равно?

отвечу фразой своего же комментария:

Есения: Лев, желаю Вам удач во всех начинаниях и в фотографии, и на писательском поприще, и в походных делах.
Грамотность всегда и повсюду в цене - факт ;)