Гервидас Денис (Gervydas Dienys)

ЛИТОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
ВИЛЬНЮССКИЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФЕРМЕНТ»

ОТЧЁТ
о горном путешествии III категории сложности по Южно-Муйскому хребту, совершённом в 1984 году, с 11 по 27 июля

Маршрутная книжка № R-84-162

Руководитель группы: Гервидас Денис (Gervydas Dienys)

Адрес руководителя группы: г. Вильнюс, ул. Тверечяус (Tverečiaus), 3-32, тел.74-46-79

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всей группе и руководителю. Маршрут имеет третью категорию сложности.

Отчёт использовать в ___________________

Штамп МКК

ИНФОРМАЦИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Маршрут путешествия: пос. Таксимо — мост через реку Муя — р. Дялтукта [вероятно, р. Мудирикамскит] — пер. N1 (Правая Дялтукта) (1А, 1910 м) — пер. 2100 м (Вильнюс) (2A*, 2210 м) — пер. Фермент (2Б, 2000 м) — пер. Зигмаса Жема́йтиса (1Б, 2130 м) — пер. Зелёный (Крокодил) (1A, 2130 м) — пер. Долгий (н/к, 1850 м) — пер. Ветреный (1А, 2070 м) — пер. Мария (Солнечный) (1А, 2125 м) — пер. Неман (2А, 2130 м) — пер. Неринга (1А, 2100 м) — пер. Нида — (1А, 1990 м) — пос. Уакит.

Прим. пер.: указанные здесь высоты приведены так, как они написаны в оригинальном тексте отчёта. Более точные данные о высотах перевалов по современным данным указаны на страницах этих перевалов, перейти на которые можно, выбрав соответствующую ссылку выше. В скобках приведены названия перевалов, которые используются в современной туристской литературе.

Продолжительность похода: 17 дней (11-27.07.1984 г), 17 дней в полевых условиях.

Длина маршрута: 180 км (пешком).

Группа выпущена МКК Вильнюсского городского туристского клуба 20.06.1984 г.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ

1. Барткуте, Нийоле Юстиновна (Bartkutė Nijolė, Justino),

Каунасская детская музыкальная школа № 3, заместитель директора;

домашний адрес: Каунас, Грайфенбергер (Greifenbergerio), 17;

горный туристский опыт: IV горн. (Памиро-Алай), участник; IV горн. (Алай), участник.

2. Данилевичюте, Мария Владосовна (Danilevičiūtė Marija, Vlado),

домашний адрес: ул. Виршулишкю (Viršuliškių), 95-21;

горный туристский опыт: IV горн. (Памиро-Алай), участник; III горн. (Юго-Западный Памир), участник.

3. Денис, Гервидас Ионович (Dienys Gervydas, Jono),

НПО "Фермент", руководитель отдела;

домашний адрес: ул. Тверечяус (Tverečiaus), 3-32;

горный туристский опыт: IV горн. (Памиро-Алай), руководитель; V горн. (Юго-Западный Памир), участник.

4. Крегжде, Арвидас Витаутасович (Kregždė Arvydas, Vytauto),

ВГУ (VVU), математический факультет, ассистент;

домашний адрес: ул. Литераторов (Literatų), 30-3;

горный туристский опыт: II горн. (Алтай), участник; III горн. (Центральный Кавказ), участник.

5. Мейзерайтите, Мейлюте-Бируте Витаутасовна (Meizeraitytė Meilutė-Birutė, Vytautas),

домашний адрес: ул. Доброй Надежды (Gerosios Vilties), 8-58;

горный туристский опыт: II горн. (Памиро-Алай), участник.

6. Мисиунас, Лионгинас Петрович (Misiūnas Lionginas, Petro),

Институт математики и кибернетики АН ЛССР, м.н.с.;

домашний адрес: ул. Дзержинского, 134-48;

горный туристский опыт: IV горн. (Памиро-Алай), участник; V горн. (Юго-Западный Памир), участник.

7. Мураускас, Гедиминас Гедиминасович (Murauskas Gediminas, Gedimino),

ВГУ (VVU), математический факультет, ассистент;

домашний адрес: ул. Сило (Šilo), 50-2;

горный туристский опыт: II горн. (Алтай), руководитель; III горн. (Центральный Кавказ), участник.

8. Сикснис, Виргиниус Альфонсович (Šikšnys Virginijus, Alfonso),

домашний адрес: ул. Донелайтиса (Donelaičio), 14-14;

горный туристский опыт: II горн. (Юго-Западный Памир), участник.

9. Юсайте, Ирена Альфонсовна (Ūsaitė Irena, Alfonso),

домашний адрес: ул. Архитекторов 113-22;

горный туристский опыт: III горн. (Юго-Западный Памир), участник.

10. Залецките, Дангира Игно-Гедиминовна (Zalieckytė Dangira, Igno-Gedimino),

НПО "Фермент", инженер;

домашний адрес: ул. Архитекторов 113-22;

горный туристский опыт: III горн. (Юго-Западный Памир), участник.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Формирование маршрута. Идея организовать это путешествие появилась в 1981 г., когда двое из участников посетили Байкало–Амурскую магистраль [1] и, почувствовали очевидные возможности, которые открывает новая транспортная артерия для туристов. Одна из таких возможностей – путешествие по горам Забайкалья. К востоку от Байкала находятся сравнительно молодые горные массивы со следами недавней вулканической активности, протянувшиеся вдоль огромного разлома земной коры. К ним относятся Северо- и Южно–Муйский хребты, Кодар, Удокан и другие. Район очень разнообразный и интересный, но труднодоступный. До сих пор из транспорта летом здесь была доступна только малая авиация. У аэропортов грунтовые взлётно-посадочные полосы; на них приземляются только самые маленькие самолёты, а после проливных дождей полёты прекращаются иногда до 1–2 недель. Поэтому массовый туризм в этом районе был невозможен.

Ситуация радикально изменилась в 1984 году. Весной этого года начал ходить рабочий пассажирский поезд ТындаЧара. К западу от Чары вплоть до Северо–Муйского хребта, вдоль строящегося участка БАМа имеется очень интенсивное движение автомобилей. Это и позволило организовать поездку летом 1984 года. Кроме того, мы хотели посетить строительство трассы Байкало-Амурской магистрали в наиболее напряжённый и интересный этап укладки «золотого стыка».

Был составлен следующий план путешествия: прибытие самолётом в Иркутск, затем поездом в Чару. В Чаре потребовалось несколько дней, чтобы акклиматизироваться и посетить два интересных места: Чарские Пески (стр. 71) и крупнейшее в СССР месторождение медной руды на Удоканском хребте (стр. 72). Далее проехать на попутной машине до посёлка Таксимо, осматривая весь участок БАМа с ещё непроложенными рельсами (стр. 68). В Таксимо мы планировали договориться, чтобы нас отвезли на лодке по реке Муя в устье р. Дялтукты; и, если возможно, организовать заброску ещё дальше (в долину реки Шуринда). От устья Дялтукты мы должны были начать пешеходный маршрут и добраться до деревни Уакит.

Мы выбрали Южно-Муйский хребет для пешеходного путешествия по двум причинам.

1. Информация, доступная в [2, 3] показала, что этот хребет интересен для горного туризма.

2. Мы хотели посетить окрестности Уакита. Здесь, на реке Могой, есть горячие источники с очень высокими температурами и большим дебетом воды (стр. 76). Кроме того, это старинный район добычи золота; а никто из участников группы не видел, как этот металл моют в горах.

Мы спланировали горный маршрут III категории сложности, используя отчёт 1981 г. о пешеходном путешествии V категории сложности по Южно-Муйскому хребту [2] и информацию руководителя этого похода В. Лауцюса (V. Lauciaus), которому мы выражаем нашу искреннюю благодарность. Некоторую информацию мы нашли также в отчёте о водном [3] и лыжном [4] походе библиотеки Московского туристского клуба. Информацию о каких-либо горных походах по Южно-Муйскому хребту мы не нашли.

Начинать маршрут лучше от Таксимо, а не наоборот, — из-за возможности около 50-км подъезда по реке Муя с уменьшением пешеходной части маршрута. Кроме того, из Уакита легче вылететь, чем попасть туда, поскольку некоторые самолёты доставляют грузы и возвращаются пустыми. Но есть и обратная сторона – вы можете сбиться с пути при прохождении маршрута. Уакит – одинокая деревня в тайге, без каких-либо ярких ориентиров (по дороге в Таксимо мы будем опираться на реку Муя или железную дорогу). В связи с этим, а также из-за недостаточной информации о технической сложности маршрута, контрольный срок был установлен на 4 дня позже запланированного времени завершения маршрута.

Общее географо-туристское описание района путешествия приведено в отчёте [2]; более подробное описание можно найти в публикациях [5 – 9].

Подготовка к путешествию. Из 10 участников группы 7 путешествовали вместе впервые, но регулярно участвовали в совместных походах выходного дня. В течение сезона осень 1983 г. – весна 1984 г. мы провели более 20 таких походов; в том числе 9 – с ночёвками. В мае были организованы две тренировки по технике туризма: выход-9 у реки Нерис (Neries) в Науясери (Naujaneriais); выход-19 – у реки Мяркис (Merkio) над селом Бартеляй (Bartelių). 1–3 июня группа прошла тренировочный поход Семелишкес (Semeliškės) – Стрёвский (Strėvos) лиман, одновременно проверяя туристское снаряжение.

Туристский опыт группы намного превысил требования к путешествию. Четыре участника группы имели опыт горных походов IV–V кат. сл., ещё четыре – III кат. сл., двое – II кат. сл.

Прохождение маршрута. Маршрут пройден полностью. Но из-за непредвиденных обстоятельств и большей технической сложности мы использовали 17 дней вместо 13 дней.

Прежде всего, мы не смогли организовать заброску в устье притока Муи р. Шуринда, так как моторные лодки не могли пройти туда из-за порогов. Нам пришлось нести с собой все продукты; поэтому первоначальный вес рюкзаков увеличился. В начале маршрута пришлось идти медленнее, и мы потеряли один день.

Мы потеряли ещё один день из-за дождливой погоды в середине маршрута (почти 5 дней дождь шёл почти непрерывно). Это затрудняло пересечение ручьёв и замедляло ходьбу.

Более сложным, чем ожидалось, оказался переход через пер. Фермент (стр. 30). Нам пришлось пройти незапланированный перевал Неман 2A кат. тр. и перевал НерингаНида 1А кат. тр. (стр. 50). Хребты, содержащие эти перевалы, не были отмечены на нашей схеме. На всё это пришлось потратить 2 дополнительных дня.

Только в одном случае мы использовали резервный вариант, пройдя вместо перевала № 5 перевал Ветреный (стр.45). Контрольный срок не был нарушен. Мы завершили маршрут на 1 день раньше запланированного и достигли Уакита за 1 день до контрольного срока.

Еда была рассчитана на 15 дней. Но узнав, что заброску сделать невозможно, в Таксимо мы приобрели дополнительные продукты. Поэтому только в последние дни нам приходилось экономить некоторые продукты, а в конце похода у нас всё ещё была еда на один день.

ПОДЪЕЗД К НАЧАЛУ МАРШРУТА

Вильнюс – ИркутскТында. Мы начали путешествие на самолёте. Мы вылетели из Вильнюса в Москву 28 июня в 11:40. Вечером того же дня, в 20:35 мы сели на рейс № 121 Москва – Иркутск.

29 июня, точно по расписанию, в 3:50 по Московскому времени (8:50 по местному) мы прибыли в Иркутск и провели здесь весь день. Мы купили немного еды и посетили два института Сибирского отделения АН СССР (Институт земной коры и Институт геохимии), чтобы собрать информацию о районе путешествия. Вечером в 22:10 мы сели на поезд Москва – Тында (прибытие по графику в 20:50).

Местное время будет использоваться везде. Мы путешествовали в двух часовых поясах. К востоку от реки Витим разница во времени с Москвой составляет 6 часов, к западу – 5 часов.

Экспресс № 14 Москва–Тында – сезонный, курсирует только с 01 мая до 02 сентября. В июне и в начале июля – ежедневно; в остальное время – по специальному графику (примерно через день).

В кассах на железнодорожной станции Иркутск много народу. Мы устали стоять за билетами, потому что они поступают в продажу за 2 часа до прибытия поезда. Рекомендуется познакомиться с кассиром.

Рано утром 30 июня мы проехали Улан-Удэ. К этому времени вагон был полон. В Улан-Удэ высадилось много пассажиров, и около половины мест остались пустыми. После Читы, которую мы проезжали днём в 18:30 – 18:45, задержавшись примерно на 2 часа, количество пассажиров упало ещё больше.

01 июля (воскресенье) в 19 часов вечера (точно по расписанию) мы прибыли в Тынду. Дорога из Иркутска в Тынду заняла менее 2 дней (42 часа). Для ночёвки мы разбили лагерь на восточной окраине города на берегу реки Тынды, примерно в 2 км от железнодорожного вокзала.

ТындаЧараТаксимо. 02 июля утром мы купили билеты и в 17:15 вечера сели на поезд ТындаЧара. Эта линия ещё не введена в эксплуатацию, но открыта для обслуживания строительства БАМа. Поезд курсирует два раза в неделю: из Тынды в понедельник и пятницу в 17:15 вечера, из Чары – в среду и субботу в 06:50. Предварительной продажи билетов нет. В Тынде они продаются в день отъезда, с 10 часов утра. Билетов как таковых нет, а выдаётся квитанция на всю группу. Вагоны только общие. Но при отправлении из Тынды они оказались свободными, и мы смогли лечь на вторых полках и уснуть.

03 июля в 18 часов вечера мы прибыли в Чару. Мы проезжали почти 650 км в день; средняя скорость была более 25 км/ч, что неплохо для временной эксплуатации железной дороги. Станция ещё не построена, её заменяет городок из строительных вагончиков. Около 0,5 км от станции на юг, за небольшим лесом, начинается большое строительство посёлка Новая Чара. До деревни Чара, отмеченной на картах (ныне известной как Старая Чара), – 18 км. Между двумя Чарами курсирует автобус (3 поездки в день). В Новой Чаре есть несколько магазинов, столовая, почта. Телеграф открыт с 08 до 24 часов.

Схема 1. Окрестности Чары

Продукты для горного маршрута и часть снаряжения мы оставили в Новой Чаре у одного из местных жителей. Согласно нашему плану путешествия, мы провели почти неделю в окрестностях Чары. Мы посетили Чарские Пески (стр. 71), путешествовали вверх по хребту Удокан и увидели будущие шахты по добыче медной руды (стр. 72).

От Чары до Таксимо добирались на двух попутных машинах. На эти 270 км можно потратить 1 – 1,5 дня, в зависимости от удачи. Относительно мало машин было на первых 40 км (участок от Новой Чары до станции Леприндо). Здесь уже ходят грузовые поезда, потому грузовые перевозки автотранспортом сократились. Дальше на запад все строительные материалы – только по дороге, с очень интенсивным движением.

Таксимо – начало маршрута. Два члена группы прибыли в Таксимо раньше, чем другие (6 июля), для изучения возможности оптимального подъезда к началу маршрута. Вся группа собралась в Таксимо 9 июля к полудню. Без задержки, мы поехали на попутной машине ещё на 17 км дальше к мосту через реку Муя, где остановились на ночлег в [заранее] разведанном месте.

Таксимо – маленький город с населением около 10 тысяч жителей, который очень неожиданно вырос в предгорьях Южно-Муйского хребта в очень красивом месте. В начале 1978 года в селе Таксимо проживало 5 семей. Старое Таксимо расположено на берегу р. Муя. Новый посёлок расположен примерно в 3 км к югу. Латвийские архитекторы, которые его построили, старались сохранить красивые сосновые леса, которые не только окружают город, но также заходят в некоторые жилые районы, маскируя многочисленные строительные организации и базы.

Трасса БАМа и прилегающая автомобильная дорога проходят примерно в 10 км на северо–запад от Таксимо (см. схему в конце отчёта) через песчаные холмы, покрытые сосновыми лесами; затем отступают в излучину Муи и поворачивают на запад через болотистые леса. Чтобы начать маршрут, нужно проехать около 5 км от этого поворота (около 2 км до моста через реку Муя). К югу от дороги около лесистого холма, до которого можно добраться по дороге, проложенной строителями для доставки гравия к железнодорожной насыпи мимо болот, по холмам проходят тропы, ведущие от площади Таксимо в направлении среднего течения р. Муи.

Схема 2. Центральная площадь Таксимо

Нам не нужно было пробовать этот выход. Мы договорились о том, что нас провезут вдоль реки Муя до устья Дялтукты, как мы и планировали.

В километре выше железнодорожного моста через Мую на правом берегу реки находится небольшая деревня (всего две избы). В одной из них живёт хозяин всех горных лесов Муи, лесничий Дмитрий Александрович Соломин, работающий также в качестве инспектора рыбного хозяйства. Он согласился отвезти нас к началу маршрута. Мы хотели сделать заброску продуктов в долину р. Шуринда (правый приток Муи, который расположен примерно в 30 км [выше по течению] от [устья] реки Дялтукты). Но оказалось, что это невозможно. Примерно в 10 км выше Дялтукты река Муя течёт через пороги, непроходимые для моторной лодки.

Для перевозки нашей группы из 10 человек и груза две небольшие моторные лодки совершили две поездки каждая.

10 июля поздно вечером мы все собрались на берегу реки Муя в километре ниже устья Дялтукты. Мы попрощались с владельцами лодок, которые привезли нас. В течение следующих 17 дней мы не встречали никаких следов человеческого присутствия, за исключением записок на 4 перевалах из 11, которые мы прошли или исследовали.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Первый день похода (VII.11). Чтобы не перенапрягаться и привыкнуть к весу рюкзаков, первый день мы упростили и шли «челноком». Мы прошли всего 6 км. Около 200 м мы шли по размытой тропе вдоль Муи; затем, следуя по азимуту (250°), мы достигли левого притока Дялтукты — небольшой чистой реки.

Вероятно, здесь имеется ввиду не левый приток Дялтукты, а река Мудирикамскит. На карте группы эта река никак не названа, но именно вдоль неё нарисован маршрут группы — прим. пер.
Продолжаем идти по этой реке. Мы попробовали оба берега. Удобнее идти по правому. Идти тяжело. Тропы нет, в тайге много поваленных деревьев, в редких местах густой подлесок. Есть заболоченные участки.

Второй день похода (VII.12). Мы уже несём полный вес. Сразу выше места ночлега поток исчез под камнями. Около часа мы шли легко, с небольшим подъёмом через редкий лес, в основном по сухому руслу реки.

Здесь и далее – чистое ходовое время за минусом времени отдыха.

Ни болот, ни подлеска. Дальше пологая часть долины р. Муя закончилась. Снова появился поток — намного больший, чем в низовьях; и его склоны стали ещё более крутыми. Через 40 минут подниматься вдоль ручья стало невозможно. Перешли ручей по упавшему дереву, поднялись на левый склон. Здесь довольно удобно идти, мешает только кедровый стланик.

По плану весь этот день мы должны были подниматься по долине ручья, а затем на следующий день перейти во второй приток Дялтукты через некатегорийный перевал. Были основания полагать, что гребень, разделяющий два притока Дялтукты, имеет некатегорийный перевал.

На современных картах один из указанных притоков называется Правой Дялтуктой, а другой — Мудирикамскитом.
В отчёте В. Лауцюса (V. Lauciaus) [2] была фотография (стр. 70), из которой следовало, что у хребта в этом месте есть заметное понижение. Но разведка, сделанная 10 июля, и панорама, которую мы видели в первый день похода, не подтвердили это (фото. 1). Крутой скальный хребет над лесом продолжается здесь на юг без какого-либо глубокого понижения. Поэтому, не поднимаясь на скалы, мы выбрали небольшое седло в лесистом хребте и перешли через него. Ночёвка в долине второго притока Дялтукты, красивый лес у большого источника. Прекрасный солнечный вечер, не столь частый в этом походе.

Фото 1. Вид на Южно-Муйский хребет из нижнего течения рек Дялтукта и Мудирикамскит. А – хребет между притоками Дялтукты

На следующий день, поднимаясь в долину второго притока, мы увидели, что упомянутая в отчёте [2] фотография 40 была сделана вдоль долины; и предполагаемый спуск по гребню фактически находится между склоном и крутой скалой, возвышающейся в середине долины. Но по фотографии, сделанной в дождливую погоду, понять это было невозможно.

Третий день похода (VII.13). Около 1,5 часов довольно крутого подъёма по левому склону: лиственничный лес, местами кедровый стланик. После этого крутой подъём по правому склону долины, в очень труднопроходимой местности – густые заросли кедрового стланика, полосы крутого курумника. После полудня начался дождь, камни стали очень скользкими. Один из наших друзей потянул ногу, поэтому мы остановились на ночлег в 6 вечера, — раньше, чем планировалось. В поисках оптимального пути предприняли разведку предстоящего маршрута вверх по долине.

Четвёртый день похода (VII.14). Мы шли 1 час 40 мин. по правому склону как вчера, но немного легче. Кедрового стланика меньше, и он более редкий. Перейдя через ручей и поднявшись на левый берег ещё через 20 минут, мы остановились на обед у крошечного озера, не отмеченного на нашей карте. Азимутом 50° от озера – явное седло правее гребня (фото 2, перевал 1). Пока готовился обед, мы сделали на него разведку; лазание было очень простым, заняло 25 минут от озера. С восточной стороны этот перевал намного выше и круче. Общая сложность перевала – 1A. Высота – [1875 м].

Мы поднялись только втроём, не взяв бланки записок. В результате мы не построили тур и не назвали этот перевал.

Автор перевода предлагает называть этот перевал по имени реки, откуда поднималась группа Гервидаса Дениса — пер. Правая Дялтукта — прим.пер.

Перевал 1 – единственный лёгкий и удобный переход между долинами притоков Дялтукты.

Фото 2. Безымянный перевал в верховьях р. Правая Дялтукта. (Перевал-1 обозначен стрелкой — прим. пер.)

К востоку от перевала 1 хорошо видны контуры низких пологих хребтов (фото 3). При планировании нашего маршрута мы рассматривали один из вариантов, чтобы пройти через эти гряды от Таксимо.

Это может быть сделано. Путь через этот [Мудириканский] хребет должен быть легче, чем путь по тайге, по речным долинам. Но поход тогда удлинится ещё на 1–2 дня по сравнению с нашим маршрутом.

Фото 3. Вид с пер. №1 (Правая Дялтукта) на северо-восток

Днём за 50 мин. мы подошли ко второму, гораздо большему, ещё частично замёрзшему озеру. После этого в течение 1 часа 15 минут поднимались на плоский гребень вершины [Пирамида Соловьёва,] 2731 м к её подошве (фото 4). Мы нашли тур, в котором была перевальная записка 1981 года группы туристов из Казани. Перевал назван «Коварный» (1Б, 2040 м). Наш подъём может быть оценён как 1A, но спуск на юго-восток заметно круче (эквивалентен 1Б).

Группа под руководством В. Лауцюса проходила этот перевал [2]. Они сложили ещё один тур и дали перевалу другое название – «Широкий Дялтукский»; и, видимо, из-за плохой погоды не увидели другого тура. Это неудивительно, потому что перевал – огромное поле размером с несколько футбольных полей.

Мы остановились на перевале Коварном для ночлега. Место удобное, есть вода. Перевал 2100 м хорошо виден (фото 4). Мы просмотрели подъём на него.

Пятый день похода (VII.15). Подъём к перевалу "2100 м" [Вильнюс] очень простой и быстрый, нам потребовалось 20 минут. Единственное препятствие — примерно 50-метровый длинный снежник средней крутизны на склоне непосредственно перед перевалом. Мы прошли его без страховки, по ступенькам, сделанным вчера во время разведки. Снег мягкий, отсутствие скольжения гарантировано.

Фото 4. Пирамида Соловьёва и пер. 2100 м (Вильнюс) с пер. Коварного (Широкого). (Вершина 2731 м, перевал 2100 м, тур, место лагеря 14.07.1984 г. — прим. пер.)

Перевальное седло довольно широкое. Тур — в северной части, в самой низкой точке. Великолепные виды в обоих направлениях. Находим записку, оставленную группой В. Лауцюса. Они поднялись на этот перевал [радиально], как и мы, с восточной стороны, изучая возможные пути к вершине 2731 м; и вернулись обратно. Мы первыми сделали полное прохождение (фото 5).

Для перевала «2100 м» в будущем предлагается использовать название «Вильнюс», поскольку группа, прошедшая его первой, была из Вильнюса и многие другие свои первопрохождения в этом походе называла по названиям родных мест («Неман», «Нида», «Неринга») — прим.пер.

Фото 5. Группа Гервидаса Дениса на пер. 2100 м (Вильнюс)

Спускаться решаем по кулуару ближе к вершине 2731 м [Пирамида Соловьёва]. Здесь спуск длиннее, чем от тура, однако менее крутой; кроме того, меньше риск падения камней.

Вначале провешиваем две верёвки вертикальных перил (20 и 40 м). Первая — спортивный спуск с верхней страховкой второй основной верёвкой (фото 6). Ниже этих перил очень крутой, почти вертикальный участок в несколько метров. Поэтому организуем дополнительную страховку. Вторые перила — со схватывающим узлом. Ниже вторых перил есть удобное место для сбора группы. Небольшая площадка, практически безопасная от [падения] камней.

Фото 6. Первая верёвка с пер. 2100 м (Вильнюс)

Далее шли по простым скалам, без страховки, местами помогая друг другу. Однако до "бараньих лбов" нам пришлось навесить ещё около 40 м вертикальных перил. При прохождении этих перил начался дождь, что затруднило спуск.

К 18:30 замыкающий достиг начала осыпи, к которой выходит кулуар от тура. Осыпь очень подвижна, крутизна незначительна для такого склона. Нам пришлось спускаться медленно и осторожно.

Далее простой спуск – по курумнику; ниже появляется мох, кедровый стланик. На ночлег остановились ниже большого озера. Здесь достаточно дров. Очень хорошее место ночлега было ещё примерно в одном километре дальше вниз, на повороте долины.

Фото 7. Пер. 2100 м (Вильнюс) с западной стороны (тур в самой низкой точке гребня, место начала спуска – севернее (справа на фото) — прим. пер.)

Перевал 2100 м [Вильнюс] в связке с перевалом Коварным [Широким] при прохождении с севера соответствует требованиям категории трудности 2А. Точнее – сложность обозначена 2А*, потому что во время дождя или при отрицательных температурах и обледеневших камнях спуск будет намного сложнее и потребуется навесить больше перил.

Шестой день похода (VII.16). После тяжёлого и напряжённого предыдущего дня мы встали позже обычного. Вышли только в 10:10. Пока готовился завтрак, — интенсивно фотографировали, так как скалистые хребты, окружающие верховья Дялтукты, очень впечатляют (фото 8). Там можно предположить несколько перевалов, каждый из которых с этой стороны имеет сложность не менее 2Б.

Фото 8. Хребет, окружающий верховья Дялтукты с юго-юго-запада

От места ночлега за 30 минут мы спустились к большой площадке в излучине реки. На нижнем краю площадки, на небольшом холме, — отличное место для ночлега. Вокруг него несколько чистых ручьёв, много дров. Продолжаем спуск левым берегом Дялтукты. Дорога довольно удобная и намного проще, чем в двух долинах, пройденных до сих пор. Идём в основном по устойчивым курумникам; немного мешает растительность. Час спустя скалы на левом склоне закончились, их продолжение — низкий, заросший кедровым стлаником хребет. Согласно сегодняшнему плану, необходимо пересечь этот хребет и следующий к западу от него; и далее остановка на второй ночлег в долине правого притока Муи. Хотя гребни низкие (∆h≈300 м), мы с трудом преодолели их. Пышная растительность (кедровый стланик, различные другие кустарники) и спуски по крутым подвижным осыпям на склонах оказались сложны для прохождения. Мы остановились на ночлег в 22 часа.

ПЕРЕВАЛ ФЕРМЕНТ (2Б, 2000 м)

Седьмой день похода (VII.17). От места ночлега поднимаемся по замшелым камням через кедровый стланик. Через 25 мин. встречаем небольшое озеро; ещё через 20 мин. рельеф выполаживается. На дне долины, в некоторых местах, видны зелёные полосы лугов с чистыми ручьями. Много удобных мест для ночлега. Только нет дров. Последние кусты заканчиваются у озера.

О перевале, к которому мы должны подняться сегодня, нет почти никакой информации. Его увидела и сфотографировала с противоположной стороны группа В. Лауцюса; сложность оценила в 2А ([2], см. стр. 33, фото 65, перевал № 15). Профиль перевального седла, который мы видели при приближении с северной стороны (фото 9), хорошо соответствовал показанному в приведённом выше отчёте [2] фото 33.

Подходим к подъёму и подножию перевала. 10:00 — 11:10 проводим разведку, чтобы определить, возможен ли проход, и выбрать путь по скалам до верха хребта. Если бы оказалось, что с этой стороны перевал для нас непроходим, — нам пришлось бы спуститься обратно в долину ручья (2-2,5 часа), пересечь следующий к западу хребет и продолжить путь вверх по долине [Правой] Шуринды в её верховье. Но разведке удалось найти проход по скалам (фото 10). С нашими рюкзаками мы поднялись к подножию скал за час (фото 10, [точка] A).

Фото 9. Пер. Фермент с северной стороны

Первое препятствие – около 10 м крутой участок (фото 10, [точка] В), который мы прошли с верхней страховкой. Выше него – ровная площадка, где можно сложить рюкзаки. Дальше вверх идёт снежный пояс, переходящий в узкий, частично заполненный внизу льдом, кулуар. От верха этого кулуара мы организовали 40 м верхней верёвочной страховки. Мы пересекли снежный пояс без страховки, по ступеням. В верхней части снежного пояса, где существует риск соскальзывания влево, на вертикальные скалы, была закреплена верхняя страховочная верёвка (фото 11). После этого кулуара можно было пройти около 20 метров без страховки. После этого от перевального седла было спущено 30 м вертикальных перил, которые мы прошли с самостраховкой схватывающим узлом. Подъём здесь некрутой (около 30°), но проходит по гладким и от дождя скользким скальным плитам; есть опасность поскользнуться и упасть со скального обрыва.

Фото 10. Подъём по скалам северного склона пер. Фермент. А – начало скального маршрута, В – 10 м верхняя страховка, С – 40 м верхняя страховка

В 12:30 мы начали подниматься по скальному склону. В 17 часов первый достиг перевальной точки.

Фото 11. Кулуар, ведущий к пер. Фермент с севера. Справа, в нижней части кулуара, член группы на самостраховке, на сброшенном 40 м верхнем страховочном конце для следующего подъёма вверх.

Мы не смогли найти тур и записку. В честь организации, выпустившей группу, мы дали перевалу название – Фермент (Fermentas). Мы отметили сложность [перевала] в записке как 2А*, доверяя мнению В. Лауцюса, что спуск не будет превышать 2А кат. тр.

К северу от перевала находятся долина, по которой мы пришли, и хребет, граничащий с долиной на восточной стороне (фото 12). Очень нетрудно подняться на этот хребет от подножия перевала Фермент (1А-1Б кат. тр.); здесь можно ожидать перевал в соседнюю долину (фото 12, перевал 2). Но из профиля хребта кажется, что спуститься на противоположную сторону будет сложнее.

Фото 12. Вид с пер. Фермент на север

Прекрасна панорама к югу от перевала Фермент (фото 13). В центре – доминирующая вершина района 2721 м [Плавник]; рядом с ним – перевал А. Венуолиса Жукаускаса (2Б), который был впервые пройден и назван вильнюсскими туристами [2].

Фото 13. Вид с пер. Фермент на юг. (пер. А. Венуолиса Жукаускаса, вершина 2731 м — прим. пер.)

Очень красив и сам перевал Фермент; как вид на нём (напоминающий скульптуры на скальной стене), так и скалы, спускающиеся на южную сторону. (фото 14, 16). Мы не смогли собраться около тура и сделать традиционную фотографию, потому что там мало места для всех. Мы сразу же начали спуск.

Начало спуска — как в колодец: 7–8 м почти вертикального кулуара. Рюкзаки мы спустили на верёвке; сами спустились с верхней страховкой. После этого [прошли] небольшой участок (около 20 м) спуска без страховки. Есть места (довольно маленькие), где можно остановиться и надеть рюкзаки. Отсюда вниз — спуск как расширяющийся веер [маятник?] по отвесным скалам. Пока на станции собиралась вся группа, первый провёл разведку (40 м вертикальных перил) левой стороны склона отходящего кулуара. После полной верёвки видно, что впереди ещё есть сложные скалы. Более лёгким кажется спуск по правой стороне, но и там нужны две полные верёвки.

С приближением вечера стало ясно, что мы не сможем спуститься до конца скальной стены. Мы спали калачиком в разложенных на земле палатках, привязанные к горизонтальным перилам. Очень тесно и неудобно. Нет воды.

Восьмой день похода (VII.18). Мы начали вставать в 4:30. Первые перила уже [были] готовы с вечера. В 5:30 мы начали спускаться с правой стороны склона (30 метров вертикальных перил, самостраховка схватывающим узлом). Здесь местами пятна травы, меньше скольжение. Дальше от маленьких площадок нам пришлось организовать 40 м дюльфера (фото 14, A).

Фото 14. Спуск с пер. Фермент на юг (верхняя часть). A – 40 м дюльфер.

Склон слишком крутой и слишком скользкий; спуск по перилам, спортивным способом.

В 11.40 мы собрались у подножия скального склона (фото 15). Почти сутки было очень мало еды и большинство [из нас] совсем не пили. Мы утоляли жажду водой из кружек, собранной из капель от тающих пятен снега.

Вышли около 1 часа спустя, без страховки, по скалистому склону, за которым следуют большие каменные осыпи.

Фото 15. Дюльфер (от места ночлега на южной стене пер. Фермент — прим.пер.)

В 13:40 мы остановились на ночлег на южном берегу озера, которое находится на террасе над долиной реки [Правая] Шуринда, что хорошо видно на фото 13, 15. Место очень хорошее, есть дрова. Сегодня по плану должен быть день отдыха, но нам придётся довольствоваться полуднёвкой.

После полного прохождения становится ясно, что сложность перевала Фермент должна быть оценена в 2Б. Там было много разных способов работы с верёвками; кроме того, скалы на большей части маршрута гладкие и монолитные. Верёвки могут быть закреплены только скальными крючьями, которых не должно быть на перевалах 2А кат. тр. Мы вбили 7 скальных крючьев, чтобы закрепить все основные верёвки; и 3 крюка пришлось оставить.

Фото 16. Пер. Фермент от места ночёвки на («квадратном» — прим.пер.) озере

ПЕРЕВАЛ ЗИГМАСА ЖЕМАЙТИСА (1Б, 2I30 м)

Девятый день похода (VII.19). Около 1,5 часов занял спуск с террасы, на которой мы ночевали, и подъём в долину реки [Правая] Шуринда. Дорога очень сложная и неприятная (крупные каменные осыпи, мокрые от дождя, густые кусты). За это время мы прошли всего 1,5-2 км. Ещё через полчаса кусты закончились. Мы заготовили сухой кедровый стланик; потому что обед, а может быть и ночлег, будут без дров. Выше зоны кустарника дорога становится легче. В верховьях долины около 1 км тянется красивый альпийский луг, полный цветов. В верхней части альпийского луга — прекрасное место для ночлега; просто принесите немного дров. Дальше начались морены. Мы прошли их по правому склону далеко от ручья, примерно за 1 час. На обед остановились у подножия небольшого озера с очень сложными контурами и зелёными весенними берегами, расположенного под осыпным склоном перевала, на который мы поднимаемся.

Во время подъёма по морене, перед самой остановкой на обед, просмотрели понижение [возможного перевала] между двумя маленькими вершинами прямо рядом с нами (фото 17, пер. 3). Подъём туда лёгкий и простой, на уровне 1А-1Б. Мы не можем с уверенностью сказать, ведёт ли этот перевал к Бамбукою или к долине реки Сасан.

Более вероятно, что этот кулуар ведёт в верховья ручья Сасан, однако не имеет смысла как перевал, поскольку намного выше и круче, чем пер. Жема́йтиса — прим.пер.

Фото 17. Пер. Зи́гмаса Жема́йтиса, вид с севера. Перевал №3 (слева), пер. Зигмаса Жема́йтиса (справа)

Информации о перевале, на который мы поднимаемся, у нас очень мало — только фотография горного хребта из долины [Правой] Шуринды в отчёте В. Лауцюса [2] (стр. 64, фото 32) и оценка подъёма 1Б кат. тр. Гребень очень ровный, подняться можно в нескольких местах. Мы выбрали самый простой путь в восточной части хребта.

Подъём с южной стороны до перевала занял 1,5 часа. Мы шли, забирая в основном вправо по крутому склону с подвижной осыпью. Местами [встречались] участки несложных разрушенных скал.

Мы не нашли тур. По предложению трёх наших друзей-математиков мы назвали [перевал] именем проф. Зи́гмаса Жема́йтиса. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Зи́гмаса Жема́йтиса. Близлежащий перевал А. Венуолиса Жукаускаса тоже был назван в честь 100-летия писателя.

Фото 18. Наши математики возле тура, на перевале Зи́гмаса Жема́йтиса

Великолепные виды по обе стороны от перевала. К северу, за гребнем близлежащего хребта, видно седло перевала Фермент (фото 19).

Фото 19. Вид с пер. Зи́гмаса Жема́йтиса на север

На юге – широкая долина реки Сасан, насчитывающая до 7 озёр.

Мы сделали разведку гребня на запад. Подъём на следующие неявно выраженные сёдла имеет сложность 2А или выше.

Таким образом, перевал Зи́гмаса Жема́йтиса — самый лёгкий путь между долинами рек [Правая] Шуринда и Сасан.

Спуск с перевала Зи́гмаса Жема́йтиса проще, чем подъём с северной стороны. Мы спустились по каменной осыпи средней крутизны, местами со снежниками (∆h≈50 м); после этого по курумникам прошли резной, немного наклонной, долиной. Идётся спокойно, камни устойчивые (фото 20).

Фото 20. Пер. Зи́гмаса Жема́йтиса с южной стороны

Согласно используемой нами схеме (см. схему в конце отчёта) казалось, что можно пройти вдоль главного хребта до следующего перевала (рядом с пер. А. Венуолиса Жукаускаса), упомянутого в отчёте [2] (стр.57). Однако не отмеченный на [нашей] схеме высокий промежуточный гребень заставил нас спуститься вниз.

После прохождения промежуточного хребта мы остановились на ночлег. На схеме отмечен перевал в долину реки Бамбуйка около 1Б категории трудности; но прямо перед нами в хребте есть более низкий и простой проход. На него мы и решили подняться.

ПЕРЕВАЛ ЗЕЛЁНЫЙ (1А, 2130 м)

Десятый день похода (VII.20). Погода испортилась. Утром горы в облаках; дождь, иногда сильный. Идём, одетые в полиэтиленовые плащи. Подъём на перевал – крутые травянистые склоны (1 час 25 мин). По сравнению с покрытыми мхом камнями, дорога очень хорошая.

Мы не нашли тур. Мы назвали перевал Зелёным (перевал Зелёный), потому что он такой с обеих сторон. Сложность – 1А (фото 21).

В современной туристской литературе чаще используется название «Крокодил» — прим.пер.

С перевала по такому же травянистому склону за 15 минут мы спустились к ручью, текущему из цирка перевала А. Венуолиса Жукаускаса. После спуска вниз по течению около 20 минут — зелёная площадка при слиянии двух истоков. Это слияние – неплохой ориентир. Оба потока падают вниз каскадом небольших водопадов и сливаются в один на площадке. Азимут от слияния на перевал Зелёный = 75°.

Фото 21. На перевале Зелёный

Идём дальше по правому берегу реки. Она течёт через полосы заболоченных лугов, местами с моренными полосами. Около 13:00 дождь утих. Мы остановились на обед примерно в 1 км выше слияния рек в каньоне. Есть дрова.

После обеда перешли через каменистый правый приток выше каньона, пересекли небольшой промежуточный хребет. Взявшись за руки по 3-4, мы пересекли большой правый приток Бамбуйки. Вода ещё не успела подняться после дождя; в самом глубоком месте было чуть выше колен.

Дальше мы не пошли по реке, а поднялись на промежуточный хребет в направлении на юг, к ручью, текущему от следующего перевала.

ПЕРЕВАЛ ДОЛГИЙ (н/к, 1850 м)

Одиннадцатый день похода (VII.21). Самый дождливый день похода. Лило всю ночь и день, с небольшими перерывами.

За 1 час 10 минут мы поднялись по мокрым лугам, местами с каменными россыпями, и вышли на перевал в долину реки Восточный Горбылок. От места ночлега мы набрали высоты всего примерно 100 м. Перевал – огромная заболоченная площадка. Мы нашли отличный тур, а в нём записку, оставленную в 1981 г. туристами из Казани. Они дали перевалу 1А категорию сложности. Однако с точки зрения горного туризма он некатегорийный.

С перевала мы спускались около 1,5 часов по пологому и удобному для движения склону. По пути с большим трудом мы перебродили реку Восточный Горбылок на левый берег (хотя здесь её самое верховье). Из-за дождя вода значительно поднялась. Со склонов непрерывно текут потоки воды.

Возле довольно большого озера, по схеме ниже русла реки Восточный Горбылок, примерно 1,5 км мы шли по завалу очень больших камней. И в хорошую погоду здесь было бы нелегко пройти, а в сильный дождь это стало настоящим мучением. Эти 1,5 км мы шли почти 3 часа. Мокрые и замёрзшие, в 16 часов мы падаем на камни. К счастью, много кедрового стланика (на этот раз он нам друг). Мы разожгли огромный костёр, поужинали.

С левой стороны – хребет, через который мы пойдём в бассейн реки Вековьё. Проснувшись, удалось его сфотографировать (фото 22).

В хребте видна цепь перевалов. Согласно плану нашего путешествия, мы должны были их разведать и выбрать более удобный. Самым удобным казалось идти перевал 5, который ведёт в верховье левого притока реки Вековьё. Но вспухшие реки помешали это сделать.

После обеда мы свернули в сторону от реки и через 10 минут упёрлись в правый приток. Мы пытались перейти его, но не смогли. В нормальную погоду это, вероятно, небольшой ручей. Сейчас глубина больше метра, сильное течение. Спустившись вниз на берег, мы остановились на ночлег в лиственничном лесу у слияния. В этом месте приток входит в каньон шириной всего 6–7 метров. Мы решили сделать переправу по бревну.

Двенадцатый день похода (VII.22). Вода в ручье немного спала. Это облегчило сооружение переправы. Мы опустили приготовленное накануне бревно с помощью основной верёвки. Натянули перила, чтобы держаться руками; кроме того, организовали страховку с берега (фото 23).

Пересечение ручья и снятие перил заняло 1 час 20 минут.

Чтобы избежать пересечения ещё одного притока, мы повернули в сторону ближайшего перевала (фото 22). Подъём непрост и довольно труден по обычным в этих горах, поросших мхом камням, затем по живым осыпям. Все время идёт дождь, прерывисто-сильный.

Фото 22. Хребет к юго-западу от верховья реки Восточный Горбылок

На перевале мы нашли тур; [в нём] — записку от тех же туристов из Казани, что и на предыдущем перевале. Они назвали перевал Ветреный; сложность оценили как 1А. У нас такое же мнение. Это единственный в нашем походе пройденный категорийный перевал, который мы прошли не первыми.

Мы не задерживались на перевале долго – ливень, холодно. Мы спустились вниз по такому же склону, как и поднимались, только более пологому. На ночлег остановились возле не обозначенного на нашей схеме озера, прямо в устье реки, текущей с перевала Ветреный.

Когда мы спустились с перевала, дождь закончился, а облака начали рассеиваться. Впереди открылся неожиданный вид. Вместо ожидаемых по схеме заросших лесом холмов – красочные скалистые горы. Очень красиво и не обозначенное на схеме нижнее озеро. При приближении к нему выглянуло солнце; место выглядело просто потрясающе.

Фото 23. Переправа по бревну через (левый — прим.пер.) приток реки Восточный Горбылок

Тринадцатый день похода (VII.23). Пересекая склон хребта, мы спустились на террасу рядом с притоком р. [Правое] Вековьё. Здесь красивый лиственничный лес, который вскоре закончился. Дальше очень толстые, труднопроходимые участки кедрового стланика. Найдя место, где можно перепрыгнуть через реку по камням, мы перешли на правый берег. Здесь очень хорошо. За полчаса мы прошли около 2,5 км. Сразу после прохождения поворота реки на запад, в 12:35, мы остановились на обед возле зарослей кедрового стланика. Окружающие хребты в облаках. Но во время обеда западная сторона ненадолго открылась. Вместо невысокого хребта, который мы даже не рассматривали, планируя наш маршрут (мы даже о перевале не думали), — крутая скальная стена, на первый взгляд кажущаяся непроходимой (фото 24, перевал 6).

Фото 24. Хребет к западу от истока реки (Правое — прим.пер.) Вековьё (пер. №6 — слева, пер. Неман — справа)

После обеда мы решили сделать разведку в двух направлениях. Одна группа на запад, к неожиданному скальному гребню. Вторая – на север: проверить, нет ли обхода неожиданного препятствия через долины Восточного и Среднего Горбылка. Обе разведки были положительными. Первая группа нашла подъём около 2А категории трудности в скальном гребне. Обходной путь тоже оказался возможным. Вторая группа поднялась на не обозначенный перевал 1А кат. тр. в хребте к северу от нашего лагеря, дав ему имя Мария (Marijos). Фото 25 – панорама с этого перевала.

Фото 25. Панорама на ??? с перевала Мария

Четырнадцатый день похода (VII.24). Утром в долине густой туман. Только по полученным с вечера азимутам мы достигли подножия перевала. Туман рассеялся, но началась морось, что нам очень неудобно. Напротив – перевал 6 (фото 26). Это действительно непроходимая для нас, примерно 150-метровой высоты, скальная стена. Если её считать перевалом, то сложность – хорошая ЗА.

Фото 26. Седловины в гребне выше истока реки (Правое — прим.пер.) Вековьё

Мы поворачиваем направо (относительно направления движения) на исследованный вчера путь. Здесь наверх уходит крутой и длинный среднеосыпной склон.

Подошли к нему ровно за час. В 09:30. мы собрались у подножия скал. До гребня остаётся ∆h около 50 м: узкая щель, на первый взгляд с почти вертикальными стенками (фото 27). Но на самом деле здесь извилистые скальные складки; скалолазание возможно.

Фото 27. Подъём по скалам на перевал Неман

Вначале около 20 м подъёма с верхней страховкой. После этого 25-30 м свободного лазания; и второй участок около 15 м с верхней страховкой. Непосредственно перед выходом на гребень последние 5-6 м приходится пройти через каменную плиту с очень небольшим количеством зацепок (фото 28). Здесь закрепили проложенные между обоих концов дополнительные вертикальные перила.

Фото 28. Последние метры до перевала Неман

Около 12 часов первый рюкзак появился на перевале. В 13:40 мы собрались здесь все. Как и обычно в этом походе, — тура нет. Мы дали перевалу красивое название — Неман, потому что сам перевал и весь скалистый хребет, каким-то образом не обозначенные на нашей схеме, действительно впечатляют.

Мы оцениваем сложность перевала Неман как 2А. Скальный подъём на гребень с восточной стороны довольно труден, требует хорошей техники свободного лазания по скалам; но короток, чтобы предложить сложность 2Б.

Спуск в долину реки Вековьё [на совр. картах — Аикта, прим. пер.] простой, с не слишком подвижными склонами, сложностью не более 1А. На ночлег остановились на левом берегу реки Вековьё [Аикта — прим.пер.] в прекрасном лиственничном лесу. На западе хорошо виден перевал, на который мы поднимемся завтра (фото 29).

Переправа через реку Вековьё [Аикта — прим.пер.] не вызвала никаких проблем. Вода ниже колен.

Фото 29. Перевал Неринга с восточной стороны

СВЯЗКА ПЕРЕВАЛОВ НЕРИНГА (1A, 2100 м) – НИДА (1A, 1990 м)

Пятнадцатый день похода (VII.25). За 1 час 50 минут мы дошли до перевала. Путь, сложный вначале, пока не кончаются мох и кедровый стланик, затем становится довольно лёгким. Очень сильно облегчают подъём полосы лугов, которые заканчиваются непосредственно у перевала. Тура нет. Мы назвали перевал Неринга. Сложность 1А; на стороне подъёма близка к 1Б, так как верхняя часть имеет немного скал.

На востоке – прекрасная панорама истока реки Вековьё [Аикта — прим.пер.] (фото 30).

Фото 30. Вид на восток с перевала Неринга

Видно несколько перевалов, с этой стороны простых (1А–1Б категории трудности). Через один из них (фото 30, перевал 7) мы могли бы прийти сюда обходным путём, избегая перевала Неман.

На западной стороне должна была быть долина, ведущая к реке Восточный Горбылок. К нашему удивлению, там виден ещё один небольшой гребень, которого нет на существующей у нас схеме (фото 31). За 1 час 10 минут мы перевалили этот хребет. Вот и ещё один новый перевал: мы назвали его Нида.

Фото 31. Вид на юго-запад с перевала Неринга

Подъём к перевалу Нида с восточной стороны невысок и прост. Спуск на запад немного длиннее и сложнее. Общая сложность – слабая 1A (фото 32, 33).

Фото 32. Перевал Неринга с перевала Нида

Фото 33. На перевале Нида

Поскольку расстояние между перевалами Нида и Неринга невелико, также, как и потеря высоты, а переход от одного к другому невелик, — их можно считать связкой перевалов общей сложностью 1А (схема 3).

Схема 3. Связка перевалов НерингаНида

Спустившись за полчаса до лесной зоны, мы остановились на обед (фото 34).

После обеда за 1 час 15 минут мы спустились вдоль ручья, текущего от перевала Нида, до реки Восточный Горбылок. Сначала было удобно идти по камням вдоль русла реки. Позже, когда ручей увеличился, мы пошли по правому склону. Местами — слабые звериные тропы; но больше без троп, через смешанный лес с довольно большим количеством подлеска.

После почти двухнедельного перерыва мы снова оказались в тайге. Опять нас атакуют полчища комаров и мошки.

Наверху в горах и даже на перевалах в них не было недостатка; но в тайге [гнуса] несравненно больше.

До ночлега ещё 1:15 спускались левым берегом реки Восточный Горбылок. Здесь лиственничные леса. Местами легко проходимые болотистые участки.

Шестнадцатый день похода (VII.26). Дальше спускались левой стороной речной долины. Дорога довольно лёгкая, по большей части мы идём по слабым тропам. Через час пришли к заброшенной эвенкийской стоянке. Это первый признак присутствия человека с самого начала похода. Ещё через 20 минут, выбрав удобное место, мы перебрели на правый берег. В самых глубоких местах вода по колено. Нам повезло, что закончился дождь. 2–3 днями раньше это место перебродить было невозможно; по берегам видны признаки недавнего наводнения.

Идти по правому берегу немного сложнее. Пришлось обойти поверху несколько прижимов. Через 2 часа после брода мы подошли к большому правому притоку (Средний Горбылок). Его мы перебродили тоже без проблем.

Фото 34. Перевал Нида с западной стороны

Ещё через 50 минут следующий большой приток. Мы сделали брод и остановились на обед.

После обеда ещё около полукилометра мы шли вдоль реки, затем повернули азимутом 190-200°; сначала через болото, потом поросшим лесом склоном. Через полчаса мы нашли хорошую тропу, идущую азимутом 220-230°, которая быстро привела нас к разбитой вездеходной дороге. Этой дорогой мы и продолжили идти до ночлега.

Прошли надёжный ориентир – озеро Сан. Когда мы подошли к озеру, дорога вошла в заболоченный лес; затем снова поднялась на гору. Выйдя на западный склон хребта, мы остановились на ночлег. Внизу – долина ручья Талый.

Семнадцатый день похода (VII.27). Далее мы продолжили путь, который постепенно спускается в долину ручья Талый. Через час дорога свернула на северо-запад. Сойдя с неё, около 2 часов мы шли по азимуту на юго-западном берегу; путь довольно тяжёл (болота, густой лес). Когда мы подошли к ручью Талый, мы снова нашли вездеходную дорогу, которая через 1 час 20 минут привела нас к реке Уакит. Здесь брод. Река широко разлилась, дно ровное. Вода в самых глубоких местах чуть выше колен. На левом берегу мы остановились на обед. Потом за 1 час 15 минут дорога привела нас в Уакит (фото 35).

Пос. Уакит

Мы пополнили запас продуктов. Почта не работала, потому телеграмму о завершении маршрута мы отправили на следующее утро. Ночевали примерно в 1 км от края деревни, на левом берегу ручья Мухтунный.

ВЫВОДЫ; РЕКОМЕНДАЦИИ

Похоже, мы были первой группой горников, побывавшей на Южно-Муйском хребте. Проведя здесь более двух недель, мы можем авторитетно утверждать, что этот горный массив подходит для горных походов. Высоты здесь небольшие, высшие вершины около 2700 метров [по современным данным до 3067 м — прим. пер.]; перевалы – 2000–2200 м, ледников нет. Сложность – только в преодолении скальных склонов. Однако эти склоны крутые, часто монолитные, труднопреодолимые. Считаем, что нам удалось выбрать красивый и интересный горный маршрут. Элементы, характерные для сибирских пешеходных походов — тайгу и болота — мы встретили только в начале и в конце похода (по 2 дня каждый). Всё остальное время мы провели в горной местности, лишь изредка касаясь верхнего края зоны леса.

Заманчивые черты района — новизна и отдалённость от цивилизации. В походе мы прошли 8 категорийных перевалов; из них 7 – первыми. Мы не встретили на маршруте ни одного человека; ни туристов, ни местных.

Мы не будем судить о походах 5 к.с.; но можем предложить интересный маршрут 4 к.с., включающий 2Б перевалы А. Венуолиса Жукаускаса и Фермент, а также разведку последних [никем] до сих пор не пройденных перевалов района. Эффектны скальные хребты в верховьях Дялтукты и возвышенности к северу от Восточного Горбылка (Уакита).

Негативные особенности района: наряду с обилием комаров и других кровососущих насекомых — труднопроходимый рельеф, нелёгкий подъезд к началу маршрута и выезд после окончания похода.

Передвижение в зоне кедрового стланика, часто и выше него вплоть до скал, — требует постоянного внимания и более, чем обычно, физических усилий, особенно в дождливую погоду. Очень мало встречается участков, которые можно пройти свободно, не глядя под ноги. Чрезвычайно коварны камни, обильно поросшие северным мхом: постоянный риск попасть в расщелину, поскользнуться. Часты очень скользкие и гладкие камни. Поэтому существует серьёзный риск деформации суставов и других травм. Следует идти медленно и осторожно. Дневная норма, даже если нет необходимости преодолевать технически сложные участки, обычно не превышает 10–12 км.

Трудности подъезда в район быстро уменьшаются благодаря строительству БАМа. В ближайшие годы у литовских туристов, вероятно, будет относительно быстрый и удобный способ добраться до Забайкалья: перелёт самолётом прямым рейсом до Новосибирска; и оттуда поездом, через Красноярск, Братск и станции БАМа в нужное место. Время в пути – от 2 до 4 дней, в зависимости от типа поезда и расстояния. Общая стоимость авиа и ж/д билетов в один конец — около 100 рублей; ничем не отличается от стоимости похода в Среднюю Азию. Вы можете выйти на многих станциях, начиная от Кунермы и Северобайкальска до Хани. Особенно хочется отметить будущую станцию Леприндо, которая появится у подножия хребта Кодар (фото 36, стр. 69). Здесь будет уникальная возможность – на маршруты (по Кодарскому и Удоканскому хребтам) можно будет выйти прямо с железнодорожного вокзала, без каких-либо поездок на автобусе или попутном автомобиле.

Мы хотели бы выделить два практических вопроса. Во-первых, в походе оказались очень успешными резиновые сапоги; они идеально подходили и для движения по болотам, и для подъёма по каменным осыпям, скалам. Ещё лучше, если такие сапоги удлинить, прикрепив рукав из прорезиненной ткани. Тогда вы сможете пересечь большинство рек без остановки и намокания ног и лучше защититься от росы в высокой траве и кустарниках. Во-вторых, из того, что мы видели и слышали, — кажется, что лучше отправиться в эти места на 10–15 дней раньше, чем мы. Больше шансов на хорошую погоду.

СОСТАВ ГРУППЫ

Контрольная записка №1. Перевал Долгий

Контрольная записка №2 Перевал Ветреный

КАРТА-СХЕМА МАРШРУТА

Южно-Муйский хребет. Орографическая схема и маршрут группы Гервидаса Дениса,1984