|
| Весной 2017 года мне поступило предложение от Натальи Байбородиной, тогда ещё директора Байкальской академии фотографии, поехать в разведывательный маршрут вокруг Хубсугула осенью этого же года. Я долго не думал: залез на Мунку-Сардык, посмотрел на всё это дело сверху и согласился:)
За день до начала случился форс-мажор, чуть было не поставивший под угрозу всю поездку. Изначально, в этой экспедиции предполагалось участие Андрея Ящерицина – большого знатока Монголии в качестве гида, переводчика и второго водителя на всякий случай. И буквально накануне поездки в семье Андрея случилась трагедия: умерла его мать, и он не смог поехать. Наталья чуть было всё не отменила, но всё-таки решилась ехать без Андрея, а он согласился отвезти нас в Ханх, а потом забрать домой. И хотя были опасения, а как мы там вообще будем общаться с водителем – монголом две недели, но отменить всё было бы очень большим разочарованием, так что все согласились. Итого нас пятеро участников: Наталья Байбородина, я, Женя Трезубов, мой ровестник, и ещё две женщины постраше: Елена Гордеевна Синицкая и Татьяна Михайловна Мельникова. Наконец, 7 сентября Андрей заехал за каждым, и мы двинулись в путь.
Наш маршрут первого дня: Иркутск – Култук – Монды – граница – Ханх. Всего более 350 км. Путь из Иркутска в Монголию проходит по живописной Тункинской долине. Справа высятся остроконечные пики Тункинских гольцов, а слева – невысокие и более древние предгорья Хамар-Дабана. На границе Иркутской области и Бурятии, рядом с селом Тибельти, в 2004 году построили буддистский комплекс Даши Гама, что в переводе с тибетского означает Множество дверей счастья. Здесь останавливаемся, и Наталья приветствует местных духов, а я немного фотографирую.
Едем дальше. Андрей включает в машине гимн Бурятии и рассказывает немного о местности и жизни людей. Очень жаль, что он не смог поехать с нами, я думаю, что с ним поездка была бы ещё информативнее и интереснее! Останавливаемся на обед в позной Тоё, недалеко от крупной деревни Зун-Мурино. Кормят здесь вполне прилично, я часто ездил по Тункинской долине, и могу точно сказать, что это место одно из лучших! Рядом с позной прикольная печь, а за ней – потрясший всех бурятский огород.
Буряты же в основном скотоводы, и огородов у них обычно нет. Но русские туристы хотят овощей к позам, так что хозяйка кое-что выращивает сама.
После обеда, недалеко от Жемчуга, остановились ещё раз, чтобы поснимать субурган на фоне Тункинских гольцов, укутанных облаками.
Дальше едем до приграничного посёлка Монды по отличной дороге. Андрей торопится: необходимо успеть до закрытия границы. Здесь ненадолго останавливаемся около ещё одной буддистской святыни. Ступа полной Победы над демонами смерти (Субурган долголетия “Намжал”) – вот так она называется!
Снимаю красивые горы в районе Монд. Облака всё так же укутывают пики. В начале сентября лес здесь уже частично облачился в жёлтый наряд, но и зелени ещё много.
После Монд поворачиваем налево, и забираемся по серпантину в небольшой перевал Мунгийн-Даба (1836 м.). Пока ехали по серпантину, заложило уши от резкого набора высоты. Стоит сказать о том, что Хубсугул расположен на высоте 1646 м, а Байкал — на высоте 456 м, так что мы за день набрали более километра. Здесь проходит граница между Россией и Монголией, и расположен пропускной пункт Монды-Ханх. Этот пункт работает только в двухстороннем режиме, то есть исключительно для граждан России и Монголии. Иностранным гражданам с территории РФ в Монголию можно попасть через Кяхту. Проходим границу очень быстро, меньше чем за час! Это потому что мы тут вообще одни. Вот такой мы видим Монголию впервые, и будем видеть ещё очень часто: на переднем плане юрты или домики, покрашенные охрой, а на заднем плане горы.
Дорога после границы, 23 км до Ханха в 2017 году была ещё гравийка, сейчас же, насколько я знаю, её уже полностью асфальтировали. В самом Ханхе тоже асфальт на главной дороге. Говорят, раньше здесь было вообще не проехать на обычной машине. Что ж, постепенно все меняется к лучшему!
Здесь же граница Хубсугульского национального парка, покупаем билеты за 100 рублей.
Ещё немного, и мы подъезжаем к Ханху. Это совсем небольшой посёлок, с населением около 2500 человек. Он как бы делится на две части: большая часть посёлка расположена на холмах, а внизу, куда серпантином уходит асфальтированная дорога, стоят жилые дома, школа, больница, законсервированная нефтеналивная станция и несколько турбаз. Вдоль дороги множество магазинов (по-монгольски – дэлгур). Вообще, в Монголии, как в стране с кочевым населением, в ходу понятие сомон: территория с поселком или городом в центре, и население указывают именно сомона, а не поселка. И это правильно, т.к. люди распределены очень равномерно по территории, и не склонны кучковаться. Собственно, и сами жители поселков довольно большую часть времени проводят вне их, кочуя по местности.
Немного о посёлке Ханх: в 1716 г. русские казаки основали здесь острог, но потом по просьбе Китая его разобрали, и границу сместили к северу. Сейчас это один из двух населённых пунктов на Хубсугуле. Второй, Хатгал, расположен на юге озера, и мы там еще побываем. В Ханхе много турбаз, ориентированных в первую очередь на русских туристов, да и построенные зачастую ребятами из Иркутска. В 2015 году для россиян отменили визы в Монголию, и русских здесь стало больше. Самые известные, пожалуй, это “Саян-Радиан”, “Серебряный берег”, “Край земли”. Мы же останавливаемся на базе “СССР-наш”, и не спроста.
Эта база принадлежит монголу по имени Сэсэр, и именно он повезёт нас дальше на своей машине. Имя свое Сэсэр получил в честь нашей некогда великой страны, которой больше нет. Сэсэру около 50 лет, и по-русски он почти не говорит, хотя и многое понимает. Именно ему суждено стать нашим главным проводником в монгольскую жизнь, но об этом позже… пока же мы, успев только выгрузить вещи, побежали на берег озера скорее снимать приближающийся закат! Всё-таки у нас же фото-тур;) На берегу озера небольшое болото, на котором пасётся скот, а на перемычке между болотом и озером, стоит некогда высохшее дерево. Странно, что его до сих пор не спилили на дрова. Зато оно стало главным сюжетом на всех фотографиях.
Я прогулялся на холм за турбазой снять вид на посёлок. На заднем плане – Саяны. Из деревьев здесь растёт только лиственница, в начале сентября уже пожелтевшая. Пейзаж в общем напоминает Тажераны или Малое Море на Байкале. Разве что у нас лиственница желтеет в начале-середине октября. Вот, что значит высота 1700 м!
На противоположной стороне озера видно полуостров Долон-Ула (пер. Семь Гор). Это типа нашего Святого Носа, он так же отделён от материка заболоченной низиной, разделённой протоками и озёрами. А на заднем плане – высокий хребет Хорьдол-Сарьдаг, отделяющий Хубсугул от Дархатской котловины. Через эти горы мы ещё проедем дважды в нашем путешествии. Первый вечер в Монголии подарил нам, пожалуй, самый красивый закат за всё путешествие!
Спускаюсь обратно вниз. На берегу озера пасётся домашний скот и несколько фотографов;) В болоте красиво отражается небо, и я надеваю резиновые сапоги, чтобы зайти подальше и снимать с уровня воды.
Потом подхожу к дереву чтобы сфотографировать его поближе.
За последние сто лет уровень Хубсугула поднялся на метр, и многие деревья, растущие по берегу озера, затопило. Большинство из них спилили на дрова, и теперь всё побережье “украшено” вот такими пнями. Можно сказать, что это одна из визитных карточек Хубсугула:))
После заката мы, довольные, идём на базу ужинать и знакомиться с хозяевами. Тут Андрей сообщил нам хорошую новость: оказывается, вместо него с нами готова поехать жена Сэсэра, Батсурен. Это просто великолепно, т.к. она гораздо лучше мужа говорит и понимает по-русски (хотя тоже далеко не всё). Ко всему прочему, она может нам готовить, а так же имеет медицинское образование, что тоже лишним не будет, мало ли чего. Сэсэр и Батсурен на фото ниже:
На ужин огромные порции бухлёра и поз. Тут у меня есть один нюанс: я не ем мясо. И не потому, что выпендриваюсь, или мне коровок жалко, а просто с рождения не выношу его вкус. И про меня хозяева не забыли: приготовили огромную тарелку риса! Конечно, в стране, где кроме мяса вообще ничего не едят, мои вкусовые предпочтения, могут оказаться проблемой, но 2 недели я надеюсь как-нибудь протянуть, к тому же я подготовился, и взял с собой запас овощей и фруктов.
На следующий день решили встать до восхода солнца, чтобы поснимать рассвет в культовом месте, которое расположено на Хангинском мысе и называется Арван-Гурван-обо, что переводится как 13 обо. Это шаманское святилище, и так как в шаманизме не предусмотрены храмы, то на всех местах, где обитают духи, по древней традиции выкладывают обо. Выглядят они все по-разному, но общие черты имеют. Это обо наверное самое значительное, из всех видимых нами! На этом месте в старину постоянно камлали шаманы, но в советское время это дело упразднили, и то, что изображено на этих фото, было сложено местными жителями в 2005 году.
Буддизм и шаманизм тесно переплетены в сознании монголов, так что нам, людям другой культуры, трудно разобраться, где влияние одного, а где — другого. Как я понимаю, многие монголы так же не очень заморачиваются, и хотя большинство из них буддисты, камлания происходят здесь до сих пор.
В долине реки Ханх-гол некогда стоял буддистский дацан, и обо на Хангинском мысе было местом проведения буддистских ритуалов, но в 1938 году дацан разрушили, и всех лам арестовали, а сокровища вывезли.
К сожалению, пасмурная погода, не дала толком поснимать в этом месте, но есть надежда, что вернувшись в Ханх в конце путешествия, мы поймаем нужный свет, благо ехать от базы сюда недолго, около 10 минут. Напоследок фотографирую вид с единственным во всей округе деревом. Отсюда до посёлка почти непрерывно стоят разные турбазы (юрты одной из них видно на переднем плане). Сам Ханх расположен в заливе перед дальним мысом, так что всё рядом.
Выехать было решено после обеда, а пока нужно завершить некоторые дела. Сначала проехались по местным дэлгурам. Если видите надпись хунсний дэлгуур — значит это продовольственный магазин, а если барааны дэлгуур, то промтовары. Впрочем, часто они совмещены. В Ханхе в ходу рубли, но дальше на маршруте ими нигде не расплатишься, так что меняем деньги в местном банке по курсу 1 рубль — 40 тугриков (инфа 2017 года). Тут я ничего не фотографировал, т.к. нечего было, зато присмотрел несколько сувениров. Хотя по сувенирам изначально больше надежды на Хатгал, как гораздо более посещаемое туристами место, в том числе иностранцами. К середине дня погода начала улучшаться, выглянуло солнышко.Так выглядит база Сэсэра: российский, монгольский и советский флаги гордо реют вместе на ветру. Можно жить в домиках или в юртах. Мы конечно же выбрали домики: в них стоят электрические обогреватели, а в юртах надо топить печь.
За обедом Андрей учит нас элементарным монгольским словам: здравствуйте — санбайну, до свидания — байертэ, спасибо — байирла и т.д. Так же он предупреждает, что УАЗ, как всякая уважающая себя российская машина, обязательно будет ломаться, тем более на таких дорогах, как в Монголии. Но это не беда: как ломается, так и чинится, и Сэсэр своё дело знает, так что переживать не стоит:)
После обеда Андрей, тепло попрощавшись со всеми, уезжает в Иркутск, а мы готовы ехать навстречу неизведанному! Правда у УАЗика на это своё мнение, и он заводиться категорически не желает! Только фыркает;) Тогда Сэсэр достает шаманский бубен и начинает танцевать вокруг машины. После 40 минут камланий, УАЗ таки соизволил завестись, и мы поехали. Некоторое беспокойство по этому поводу испытывали все: а если где-нибудь на горном перевале он совсем не заведется, то что мы тогда будем делать? Но нам ничего не оставалось, кроме как смириться с ситуацией и довериться Сэсэру. Сначала едем на заправку. В Ханхе бензин продают только 80-й и соляру, так что имейте в виду, все кто сюда поедет, что в Кырене нужно обязательно дозалить полный бак, если вы планируете ездить здесь на своей машине! Продают его на законсервированной нефтебазе. Некогда топливо из Хатгала в Ханх возили по озеру, но потом это запретили делать, и станция стала не нужна. Работает она, как мы поняли, лишь в определенный час, т.к. одновременно с нами сюда съехалось заправляться множество мотоциклистов со всей деревни! Фото с мотоциклистами Евгения Трезубова.
После заправки съезжаем с асфальта и едем в гору по обычной монгольской ухабистой дороге. Следующий асфальт мы увидим только в Хатгале, на юге Хубсугула. На перевале над поселком, как водится, стоит обо. По местному обычаю, нужно 3 раза обойти вокруг, и дать в дань духам что-нибудь: денюжку или конфетку, и положить на обо камень. Разумеется, мы не останавливались возле каждого встречного обо, но, проезжая мимо, Сэсэр всегда сигналил 3 раза.
Мимо проехали местные жители на мотоцикле с овцой в руках. Видимо, где-то будет хорхог из баранины:)
На этом завершу первую часть Монгольской истории, итак уже очень большой получилась статья. Впереди нас ждёт интереснейшее путешествие в незнакомой стране!
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||